В то время как заводы и фабрики переживают модернизационный бум только
последние несколько лет, белорусские учреждения образования претерпевают
подобное уже лет двадцать. То есть модернизируются беспрерывно.
Ликвидация, реорганизация и оптимизация
Это слова звучали чаще всего в рассуждениях министра образования РБ Сергея
Маскевича на пресс-конференции, которую он дал Белорусскому Телеграфному
Агентству 23 января. С его слов, в стране грядет широкая оптимизация учреждений
образования, главным образом, средних школ. Часть их будет ликвидирована, часть
реорганизована. Уровень рождаемости населения падает, соответственно
оптимизация ждет не только школы, но и средние специальные учебные заведения и
вузы. «Сейчас остро стоит вопрос о сведении к минимуму в сельской местности
количества классов с малой наполняемостью (до 5 учащихся), в которых не могут
быть созданы оптимальные условия для получения качественного образования. Мы
считаем, что в таких условиях не всегда можно обеспечить образовательный
процесс надлежащими кадрами. Очень плохо, когда один учитель ведет несколько
учебных предметов, когда отсутствует современное лабораторное оборудование. А
привезти в каждую маленькую школку современные приборы и реактивы для уроков
физики, химии и т.д. — экономически нецелесообразно», — сказал Сергей Маскевич.
Министр также отметил, что уже не нужны вечерние школы, поэтому их следует
закрыть и создать просто вечерние классы на базе обыкновенных школ. Пресловутые
«УПК», в которых школьники из старших классов получали минимальное
профобразование, также планируется закрыть и передать их в ведомство
специальных учреждений – училищ, лицеев и техникумов. Естественно, что цены на
образование также будут расти. И как иначе, ведь размер ставки первого разряда
с 1 января текущего года повысился. Поэтому в весеннем семестре студенты как
средних специальных, так и высших учебных заведений должны приготовиться к
тому, чтобы заплатить за свое обучение больше.
Ждем ваших предложений!
Министр образования с гордостью отозвался о качестве учебников для школ, хотя
известно много случаев искажения фактов в учебниках и явных недоработках. «Мы
не раз говорили, что за последние 10 лет в Республике Беларусь создана
национальная система учебного книгоиздания. Этим можно гордиться. Конечно, есть
вопросы по содержанию — в советские времена учебник проходил эксперимент в
течение нескольких лет, у нас сейчас такой возможности нет — слишком быстро
меняется мир». В принципе, уже неплохо то, что Масквич признал, что мир быстро
меняется. Однако, для белорусской системы образования чаще всего это
предполагает не качественную переработку программ и современную переподготовку
кадров, а никому не нужную перекройку учебных планов. Впрочем, недовольные
могут высказывать свои претензии. «Кстати, учителя и родители могут высказать
свое мнение по вопросам подготовки учебников — на сайте НИО есть раздел, где
собираются мнения и потом анализируется ситуация по каждому из проблемных
моментов. Там мы очень ждем конкретных предложений от педагогов, а возможно,
родители также нам помогут, высказав мнение, какие главы учебников трудны для
изучения», — сказал министр образования. Только действительно ли к мнениям
простых граждан чиновники прислушаются?
Сергей Маскевич сообщил, что незачем беспокоиться о проблемах оснащения школ
необходимым учебным инвентарем. Все эти вопросы решаются в соответствии с
такими-то декретами и проч. По правде говоря, людям все равно, в соответствии с
какими декретами решаются какие-либо проблемы в стране, если они все равно не
решаются. Родители как платили за ремонты в учебных классах, так и платят. Как
сбрасывались на покупку разных пробирок и экспонатов, так и продолжают
сбрасываться. А чиновники продолжают плодить свои декреты, от которых никакого
толка. Школы и университеты как были нищими, так и остаются.
Но есть интересный момент. Иные государственные университеты зарабатывают на
своих услугах миллионы долларов. И где эти деньги? Их высасывает администрация
президента в свои фонды или государство их забирает в бюджет и тратит по своему
усмотрению. Но, если, например, люди работают на заводах, то они ведь получают
зарплату от уровня рентабельности предприятия. Почему же тогда преподаватели
профтехучилищ и вузов, где уже давно практикуется полная либо частичная оплата
образовательных услуг – до сих пор считаются бюджетниками и получают оклад в
соответствии с какими-то тарифными сетками и проч.? Ведь это они зарабатывают
деньги для своих заведений! Так пусть из этих денег какую-то долю в виде
надбавки дают и им как работникам того либо иного учреждения образования.
Государство никого не забудет, при условии…
Чиновник также сообщил о том, что сокращенные в результате оптимизации
педработники будут переучиваться. Государство их не забудет. Но, как говорится,
вся соль – в нюансах. Так и здесь: кто хочет работать, тот без работы не
останется, заметил министр, что неявно предполагало, что все выброшенные за
борт – виноваты сами. «Процессы миграции в сельской местности требовали
постоянно реагировать на это. Закрывались школы, и, конечно же, это
определенная стрессовая ситуация для конкретных педагогов. Но никто не остался
без работы, кто хотел работать. Все получили возможность трудоустроиться в
других школах или учреждениях образования с лучшими условиями. Если
потребуется, кому-то необходимо будет пройти переподготовку» — сказал Маскевич.
Однако, и здесь много деталей. Как учителю трудоустроится в новую школу, если
его место жительства – по адресу старой? Готово ли государство оказать
поддержку таким учителям? Сомнительно. Даже свежеиспеченные выпускники педвузов
при распределении их в школы сельской местности, вынуждены бывают сами ходить
по домам и узнавать, сдается ли комната. Кто же будет заботиться о какой-нибудь
«Марье Ивановне», которой за 50, чтобы обеспечить ее жильем на новом месте?
Когда заговорим на иностранных языках?
Уровень знаний учащих, по мнению министра образования, не падет – как
полагают злопыхатели – а, напротив, растет. «Ни в коем случае не соглашусь, что
уровень наших учащихся падает, уверен, меня поддержат и ректоры вузов и
руководители учреждений образования. Они категорически не согласятся с таким
утверждением. Есть у нас специальности, на которые поступают выпускники школ с
наивысшими баллами, на другие — с низкими. Это всегда было так — кто как учился
в школе, тот результат его и ожидает при поступлении в вуз», — заявил Маскевич.
Тем не менее, выпускники школ навряд ли подготовлены к жизни в обществе высоких
скоростей и высоких карьерных рисков. Например, в польских школах дети 6-7
классов свободно разговаривают на английском языке. К ним приезжают проводить
тренинги по международным программам обмена люди со всего мира и естественно
проводят занятия на английском. Хотя бы в этом плане белорусские школьники
подготовлены? На уровне хотя бы польских школьников? Конечно, нет.
Даже студенты минских вузов не способны прослушать лекцию на английском. В
общем-то, им этих лекций и некому читать: специалистов из зарубежья к ним не
приглашают, полагая, что отечественные ученые им ничем не уступают; а сами наши
отечественные ученые за редчайшим исключением владеют тем же английским языком.
О каком уровне науки можно говорить сегодня в белорусских вузах, если
преподаватели не знают английского, в то время, когда вся мировая гуманитарная
наука постепенно переходит на этот язык? Даже в богатых и, казалось бы,
самодостаточных скандинавских странах диссертации зачастую пишутся на
английском, при этом в любом случае публикация статьи молодого ученого на
английском языке имеет приоритет перед публикацией на языке родном. Это связано
с тем, что все, что издается на английском, быстрее получает доступ в оборот
мирового научного сообщества. Наоборот, все ценное, что появляется на
национальных языках, сразу же переводится на английский.
Но в Беларуси главный критерий знаний – это централизованное тестирование.
«Вопросы повышения уровня и качества знаний выпускников школы и учреждений
профессионального образования является основным для Министерства образования.
Оценивать уровень знаний по результатам централизованного тестирования нельзя.
Система ЦТ принципиально отличается от российского ЕГЭ. Наша система
предназначена для того, чтобы ранжировать абитуриентов в зависимости от того,
как они ответили на задания тестов. Брать за показатель результаты ЦТ, чтобы
оценивать знания школьников, нельзя. Поскольку, даже если все ответят на
большинство вопросов, их все равно выстроят от 0 до 100», — рассуждает министр
Сергей Маскевич.
Впрочем, в рамках изменения перечня выпускных экзаменов в следующем учебном
году запланировано введение нового обязательного предмета – иностранного языка.
Так что, может быть, скоро что-то и у нас изменится в лучшую сторону.
Николай Аксючиц
| Тэги: образование