Станут ли педагоги получать больше?

Еще на пресс-конференции 15 января Лукашенко обещал повысить зарплату
воспитателям детсадов и учителям. Спустя неделю министр образования РБ Сергей
Маскевич рассказал о том, когда и за счет каких средств это будет
осуществляться.

«Колбастесь», как хотите

Лукашенко честно признал зарплату учителей и воспитателей заниженной. И
обещал ее повысить. Президент отметил, что учительский труд ему знаком, потому
что он когда-то работал в школе. Чего ни коснись, все знакомо Лукашенко – и
труд учителя, и труд таможенника, и труд колхозника. Поэтому, действительно,
можно было бы ожидать, что он вникнет в ситуацию и повысит зарплаты. «Я этот
хлеб хорошо знаю и знаю не как Президент, не из голых цифр, что такое
воспитатель детсада, что это за работа, жуткая работа. На первое место поставил
бы воспитателя, потому что колбаситься, иначе и не скажешь, сутками с группой
20-25 детей — это кошмар», — откровенно рассказывал официальный лидер. Но
дальше выясняется, что Лукашенко вникнет в ситуацию как-то по-своему,
по-лукашенковски. Как всегда.

Денег-то учителям подкинут, но не за просто так. А за счет 1) сокращения
педагогического штата и 2) что следует из первого: за счет увеличения
педагогической нагрузки. Интересно, как можно накинуть нагрузку на тех же
воспитателей детсадов, если, как выразился сам Лукашенко, «они колбасятся
сутками»? В сутках 24 часа – больше не втиснешь. «Выход один: мы будем повышать
заработную плату учителям, они обязаны получать больше, получать достойную
заработную плату и эффективно работать», — как-то нелогично продолжил Лукашенко.

«Основа интеллигенции» должна «работать больше»

И дальше выразил недоумение по поводу того, что на его предложение об
увеличении ставок до 20 часов в неделю не последовало реакции (читай –
поддержки) от Минобразования и общественности. Но хотя реакции не последовало,
никуда страна не денется от премудрой президентской воли. «К этому все равно
надо будет идти, потому что есть громадные проблемы пенсионного возраста, это
надо всегда помнить и экономить, ужимать, стимулировать, чтобы люди работали
больше, для того чтобы нормально жить. Поэтому, наверное, не обойтись и без
некоторых непопулярных мер», — уже прямо сказал официальный лидер. Такая вот
ситуация: нация стареет, денег в стране нет, сами педагоги зарабатывать не
могут как бизнесмены, — значит, будут работать больше, а на пенсию выходить
позже.

Но чтобы снять осадок небольшого сплина, который наверно овладел слушателями,
Лукашенко тут же отметил, что быть учителем весьма почетно, что это моральный
оплот общества и прочее. Но, как известно, «сытому голодного…». Вот что сказал
он сам: «потому что учитель сегодня больше, чем учитель, это еще и политическая
фигура, мы их просим сходить к людям, какую-то политинформацию провести,
особенно в малых городах и селах. Кроме учителя и врача это не сделает никто,
это основа интеллигенции», — высокопарно произнес Лукашенко. Вот такая вот
«нагрузка» судьбы на учителей: и свои часы в школе отвезти, и политинформацию
по селам провести, а получить меньше всех остальных. Наверно, лучше все-таки
быть «политической фигурой» по трудовой книжке, то есть быть чиновником и
получать соответствующую зарплату, — а не быть «больше чем учитель» по мнению
какого-то демагога и получать копейки.

«Я разрешаю вам ничего не писать»

Но от «копеек» никуда не уйти и президент твердо настаивает на своем, то есть
– учителя должны быть нищими. Как по-другому понимать его слова? Судите сами:
«не проблема было бы сегодня взять и в два раза повысить зарплату учителям,
государство бы не обрушилось. Но тогда об этом заявят и журналисты, и врачи, и
работники культуры. И мы разрушим всю эту систему, которую создавали последние
15 лет при моем участии, вот в чем проблема», — сказал Лукашенко, сам, наверно,
не понимая, что он говорит.

Во-первых, Лукашенко, по сути, признал, что поднять зарплату можно, но не
нужно, что прозвучало несколько цинично. Во-вторых, он девальвировал все свои
высокопарные рассуждения об основе интеллигенции (учители и врачи) и по
существу обозначил обратное – интеллигенция это мусор нации, потому что только
о мусоре можно не заботится, пока его, правда, слишком много не соберется. Но
тогда – можно и «сокращение» провести. И, в-третьих, Лукашенко признал, что
«при его участии» он построил за последние 15 лет… провальную социальную
систему. И как иначе, если учителей нужно держать в бедности, иначе, если
повысить им зарплату, то этого же будут требовать и врачи, и работники
культуры!? Так повышайте зарплату всем! А если не можете, не называйте наше
государство социально ориентированным и тем более обществом благоустроенным.

Но гвоздем рассуждений Лукашенко на эту тему стало разрешение учителям не
готовить планы-конспекты уроков. Он очень удивился, что их вообще надо
готовить. Здесь проявилось типичное мышление Лукашенко — всю социальную
действительность подгонять под стереотипы, которые он вынес из своего прошлого.
Как будто общество стоит на месте и не развивается! «В прежние времена в школе
требовали от учителя план на полтетради. Не думаю, что сейчас такие требования,
я, уже став Президентом, Радьков был министром, категорически предупредил, что
учителю нельзя навязывать, какой план писать и что ему там писать. Я разрешаю
вам ничего не писать. Но выдавайте товар так, чтобы на тестировании были
нормальные знания. А от того, что мы напишем, мало что зависит», — дал указание
Лукашенко. Вот такой волюнтаристский подход к делу!

Увеличение через уменьшение

Министр образования РБ Сергей Маскевич 23 января на своей пресс-конференции
отметил, что увеличение зарплаты учителям в 2013 году планируется. Осталось
только найти ресурсы. Но его рассуждения показали, что эти ресурсы представляют
из себя ту же экономию того, что уже есть. Но и разве чиновник может быть более
смышленым, чем сам президент? «Считаю, что можно найти возможности для
повышения зарплат, как в самой системе образования, так и за счет такого,
например, норматива, как наполняемость. Непонятно, почему до сих пор даже в
городской местности есть школы с наполняемостью в старших классах 10 человек
при норме 25. Сократив наличие таких классов, можно увеличить зарплату всему
учительскому составу. Есть в Беларуси и учреждения, которые могут быть закрыты.
Речь идет о вечерних школах и учебно-производственных комбинатах. Функции этих
учреждений могут выполнять другие, например, обычные школы, на базе которых
можно открыть вечерние классы», — порассуждал Сергей Маскевич. Как говорится,
«голь на выдумки хитра».

И хитра настолько, что учителей обязывают выполнять не только свою работу, но
и работу политагитаторов, сотрудников МЧС и так далее. Сейчас учителя стали
стопменами. На вопрос об этом, министр образования ответил уклончиво. «Стопмены
были введены в соответствии с решением специальной комиссии правительства. В
ближайшее время, насколько мне известно, комиссия будет рассматривать
эффективность их работы и других форм работы, направленных на обеспечение
безопасности детей как на территории в пределах школьного двора, так и вблизи.
Думаю, будут приняты решения, направленные только на повышение уровня
безопасности», — сказал чиновник. Из его слов следует совершенно циничный
посыл: то, что вы ругаете – нормально, а дальше – будет еще больше.

Ну и когда это им выгодно, чиновник сразу же сослался на опыт успешных стран,
да и огулом на весь цивилизованный мир, забывая, что в этом мире у учителей
нагрузка в раз пять меньше, чем у наших учителей, а зарплата – буквально – в
раз десять больше. «Хочу сказать, что добровольные дружины или своего рода
волонтеры существуют во многих странах, в том числе с участием учителей и,
безусловно, лучших учащихся. Общественные организации включаются в такие
движения. Полагаю, что будет в целом проанализирован опыт, подход к этому
вопросу», — опять размыто, неконкретно и довольно цинично высказался министр
образования. Но одно верно: в цивилизованном мире, если учителя и занимаются
чем-либо кроме своих прямых обязанностей, то занимаются – действительно
добровольно. Стоит спросить наших учителей, хотят ли они заниматься
«добровольно» той работой, которую им навязывают?

Николай Аксючиц

| Тэги: образование , зарплата