Сможет ли белорусский молочный экспорт удержать российский рынок?

К 2016 году Россия в рамках ВТО снизит ввозные пошлины для молочных
производителей ЕС и Океании. Учитывая, что у последних себестоимость молочных
продуктов ниже белорусских аналогов, отечественных аграриев ждут не лучшие
времена.

К предыстории вопроса

Еще в марте 2012 года Россия забила тревогу по поводу превышения Беларусью
согласованных в декабре 2011 года квот на поставки молочной продукции.

Восточная соседка потребовала срочно прекратить ввоз этой продукции. Однако,
белорусская сторона в ответ на это только увеличила поставки, превысив их в
полтора раза от согласованной балансовой квоты.

С одной стороны, «юридической трагедии» в этом нет, поскольку стороны могут
формально регулировать эти вопросы в формате добровольных консультаций –
предусмотренных соглашениями по ЕЭП.

Но, с другой стороны, белорусская продукция обходится российской стороне как
минимум по той же стоимости, что и продукция европейских стран. И это с учетом
того, что белорусские поставщики демпингуют в ряде случаев свою продукцию. В
какую копейку обойдется тогда РФ белорусское молоко, если его будут поставлять
по реальной, а не заниженной, то есть по рыночной, цене?

Причина того, что белорусское молоко такое дорогое, кроется в том, что
государственная аграрная индустрия сама по себе является почти не рентабельной
– во всем мире. Молочный экспорт как бы «отмывает» деньги, которые
инвестируются белорусским правительством в сельское хозяйство для обеспечения
его универсалистского смысла.

В принципе, и европейские страны на правительственном уровне инвестируют в
свое сельское хозяйство, но эти инвестиции носят «точечный» характер и
спланированы, исходя из видения общих потенциальных выгод.

Если на данный сезон определенный тип сельскохозяйственной культуры не
принесет доходов, то фермерам платят даже за то, чтобы они не работали. Но
делается это с той целью, чтобы поддержать рынок этой продукции в целом и
увеличить эффективность производства на будущее.

В Европейском Союзе поддержка сельского хозяйства если и не избавлена
полностью от идеологического дискурса, то опять же по причине видения
экономических выгод в долгосрочной перспективе. На данный момент конкуренцию
Беларуси в молочном экспорте собирается составить Новая Зеландия, в которой
достигнуты высокие показатели по качеству и одновременно по низкой рыночной
стоимости данной продукции.

Что же касается Беларуси, то к 2016 году страна должна будет сократить
дотации сельскому хозяйству в три раза, что предусмотрено договоренностями по
Единому Экономическому Пространству. Это безусловно скажется на стоимости
молочной продукции, которая и без того сама себя не окупает и выходит на
экспорт по заниженным ценам.

Второй неприятный момент состоит в том, что Россия уже в рамках Всемирной
Торговой Организации введет запрещение на демпинг, что сразу же скажется на
конкурентоспособности белорусского молока. И как говорилось выше, по правилам
ВТО будут снижены ввозные пошлины для всех других поставщиков-членов ВТО.

В том числе и для Новой Зеландии. Все эти моменты – 1) снижение дотаций на
АПК в рамках ЕЭП; 2) запрет демпинга в рамках ВТО; 3) снижение ввозных пошлин
для других поставщиков-членов ВТО – сделают и без того нерентабельную (для
собственной экономики) белорусскую молочную продукцию в скором времени
абсолютно неконкурентоспособной на внешних рынках сбыта.

Выход все же есть?

И он видится белорусской стороне в желании Сирии заключить соглашение о зоне
свободной торговли с Таможенным Союзом. Этот вопрос обсуждался 5 февраля в
Дамаске белорусским послом в Сирии и министром экономики Сирии.

Главная выгода Сирии здесь в военно-технической сфере, но еще большая выгода
–в упрочении политической легитимности. Для стран Таможенного Союза – выгода
незначительна из-за малого товарооборота с Сирией. С политической же точки
зрения выгода и того меньше, учитывая военные действия демократических сил в
этой стране.

Однако, белорусская сторона может иметь определенную выгоду в подписании
соглашения о Зоне Свободной Торговли с Сирией, поскольку это скорее всего
блокирует желание Новой Зеландии присоединиться к евразийской экономической
организации.

Как известно, кроме Новой Зеландии, на вступление в ЗСТ с Таможенным Союзом
претендует также Норвегия и Швейцария. Очевидно, что тандем ТС с
антидемократическим режимом Асада, сделает невозможным присоединение к ТС этих
«благонадежных» государств.

Новая Зеландия имеет определенный интерес в этом вопросе, а именно – выгодные
экспортные условия для продвижения своей молочной продукции. Молочная отрасль
Новой Зеландии прошла этап длительного и напряженного развития, начиная с того
момента, когда в 90-х годах правительство отказалось от дотаций на свой АПК.

В результате этого, новозеландские фермеры стали активно применять инновации
и технологии, которые дали настолько впечатляющие результаты, что на
сегодняшний день молочная индустрии Новой Зеландии является самой рентабельной
в мире. Помимо этого, Новая Зеландия является едва ли не самым крупным
поставщиком молочной продукции во всем мире.

Между экономикой и политикой: куда качнется маятник?

Еще в 2010 году Новая Зеландия начала переговоры с Комиссией Таможенного
Союза. В 2012 году прошло девять раундов деловых переговоров о включении Новой
Зеландии в Зону свободной торговли. Российская сторона рассчитывала подписать
данное соглашение уже к концу 2012 года.

Тем не менее этого не удалось сделать, несмотря на то, что для РФ
сотрудничество со странами Океании и всего азиатского региона имеет огромное
политическое значение. По мнению экспертов, этому есть два объяснения. Первое
состоит экономическом ущербе, который могут нанести новозеландские поставки
молочной продукции – российским производителям.

Впрочем, проиграв в молочной конкуренции, российские фермеры могли бы извлечь
выгоды в других областях благодаря сотрудничеству с продвинутой экономикой
Новой Зеландии. И второе объяснение заключается в том, что РФ ведет переговоры
не сама по себе, а в составе общей комиссии Таможенного Союза, в который помимо
нее входят еще Беларусь и Казахстан.

Из этого следует, что, скорее всего, трудности создает именно белорусская
сторона. Ведь главный риск будет не для российских производителей молока, а для
белорусских. Вполне возможно, что в Сирии понимают данное положение дел. Об
этом косвенно может свидетельствовать то, что свое желание торговать с
Таможенным Союзом Сирия впервые высказала на встрече с белорусской стороной.

В настоящий момент, имея в виду политическую напряженность вокруг военных
событий в Сирии, Беларусь может более усиленно форсировать вовлечение этой
страны в Зону свободной торговли, поскольку Новая Зеландия уже официально дала
свою негативную оценку действиям Асада и потому очевидно не захочет – по
политическим соображениям – вступать в членство вместе с Сирией, хотя бы и в
рамках ТС.

Николай Аксючиц

| Тэги: ЕЭП , сельское хозяйство
, молочный экспорт