Этос предпринимательства и национальные стереотипы.

Беларусь уже второй год подряд принимает участие во Всемирной неделе
предпринимательства. Не сразу страна с социально ориентированной экономикой
присоединилась к данному участию. Напомним, что первый раз мероприятие прошло в
2006 году по инициативе экс-премьера правительства Великобритании Гордона
Брауна.

Десятки стран присоединились к британской инициативе, а в 2011 году уже 123
страны обозначили в ней свое участие. В этом году с 12 ноября неделя открылась
в Минске. Цель события — изменить отношение к бизнесу и роли предпринимателя в
обществе. Для Беларуси, с ее динамикой курсов валют
, это особенно важно. Труд
предпринимателя в стране не считается благородным. Тем более нужным. Люди всего
лишь 20 лет живут при капитализме, который можно назвать таковым лишь условно.
Белорусский капитализм – это отдельное и специфическое явление. Множественные
государственные дотации государственным предприятиям не позволяют назвать
последние работающими по законам капитализма, который требует от производителя
полностью брать на себя риски за качество и рентабельность своей продукции.

Обыкновенных предпринимателей, работающих в сфере продаж, постсоветские люди
называют «купи-продай» или уничижительным «торгаши». Хотя в современной
постиндустриальной экономике как раз умение продать ценится больше, чем умение
произвести. Целые компании создают свой бизнес исключительно на умении
оказывать услуги по рекламе товара и маркетингу.

Советский же менталитет блокирует видение столь очевидных вещей. Люди все еще
полагают, что главное – это производство, а уже дальнейший путь товара к
потребителю представляется каким-то простым, не заслуживающим дальнейшего
разговора. Все это наследие советской распределительной системы, закрытого
рынка сбыта, когда люди потребляли только то, что сами и производили. При этом
старшее поколение забыло, какие очереди они выстаивали, когда в универмаги
привозились болгарские сапоги или чехословацкие костюмы.

Новости по теме:

* В Беларуси будут поддерживать только перспективные предприятия

* Минторг «упорядочит» покупки в зарубежных интернет-магазинах

* Первый белорусско-испанский бизнес-форум пройдет в Минске

Теперь границы открыты, можно покупать любые товары из какой угодно страны
мира. Были бы деньги. Но вот денег как раз и маловато, чтобы позволить себе
все, что есть на прилавках. И отсюда зависть к тем, кто имеет такие деньги, к
тем, кто их не считает. В постсоветских реалиях богатыми стали те, кто смог
«раскрутиться», как говорят в народе, кто смог вырваться из замкнутого мира
государственных наемных работников и создать свое дело. Эти люди вызывают самую
большую зависть. Не чиновники, не министры, которые живут не хуже бизнесменов
зачастую. А именно сами предприниматели. В чем загадка такого состояния умов?
Да в том, что подсознательно все понимают, что чиновники не сами, не своими
умственными способностями, не своей удачей, а лишь благодаря системе, в которую
они попали, смогли получить доступ к тем преференциям, которые позволили им
жить богато. Тогда как обычный человек, наш сосед, создавший успешный бизнес,
без помощи, а чаще всего вопреки существующей государственной, юридической,
экономической белорусской системе, — вызывает особенную неприязнь белоруса.

Возникает парадокс: с одной стороны, люди хотят покупать импортные товары и
покупать их свободно, а, с другой стороны, они испытывают недоброжелательство к
тем людям, которые эти товары доставляют на прилавок. Большинству обывателей
такая доставка представляется делом несложным. Но в таком случае, почему бы не
попробовать самим? На самом деле, этот бизнес не менее рискованный и
трудоемкий, нежели само производство. Ведь надо где-то взять деньги для
первоначальной закупки, арендовать помещение, нанять персонал, грамотно
преподнести товар. При этом лавировать между бесчисленными дефолтами,
инфляциями и колебаниями белорусского рубля, непредсказуемой политикой
правительства, где-то находить валюту, когда ее нет в достаточном количестве –
для закупки следующей партии, а кроме этого нужно вовремя платить зарплаты
продавцам, грузчикам и водителям, ну и, естественно, налоги. Если все это так
легко, почему так немного тех, кто этим занимается успешно?

Государственная пропаганда перманентно подпитывает массовое предубеждение
против предпринимателей. Их называют «хапугами» с экранов телевизоров, при этом
директоры-дельцы государственных предприятий превозносятся до небес на этом
фоне. Но, тем не менее, парадокс никуда не исчезает: президент чуть ли не
каждый месяц снимает с должности или, того хуже, сажает на скамью подсудимых
очередного директора задовода или фабрики за «разгильдяйство», «воровство» и
«саботаж на рабочем месте». Но рейтинг госслужащих по-прежнему высок, по
сравнению с частными предпринимателями – как производителями, так и продавцами.

Как известно, малый и средний бизнес дает казне в виде налогов огромную сумму
денег. Этот бизнес является реципиентом той многочисленной армии безработных,
которые становятся таковыми после их увольнения с государственных «продвинутых»
предприятий. И поэтому особенно циничной представляется манера государственных
СМИ смешивать предпринимателей с грязью. Таким образом, государство
просто-напросто расписывается в собственном злобном бессилии сделать жизнь
граждан богаче, достойнее и безопасней. Чиновники и политики, которые сидят на
государственных зарплатах и принимают решения, которые гробят национальную
экономику, которые затягивают страну в долговую валютную яму, — все они
используют любую возможность, чтобы испортить репутацию «частников», тех, кто
рискует своими деньгами, своим, в конечном счете, здоровьем и при этом делает
доброе дело не для себя одного, а для всей страны: платя деньги в
государственную казну и трудоустраивая множество людей.

В Беларуси до сих пор нет этоса – как практики и стиля жизни –
предпринимательства. Опасно показывать свое богатство, хотя бы и нажитое
честным трудом. В отношении к таким людям растиражированная толерантность
белорусов не срабатывает, уходит куда-то вглубь экзистенции. А наружу выходит
агрессивность и враждебность. Этому способствует такая же агрессивность
бюрократической государственной машины. На Западе, напротив, богатство не
боится света. Миллионеры охотно занимаются филантропией, жертвуют огромные
суммы денег на здравоохранение, образование, библиотеки.

Чиновники судят о предпринимателях по себе. Они утверждают, что первый
миллион невозможно заработать честно. В полной мере это относится к ним самим.
Они установили цензуру на высокий достаток в виде непрекращающегося потока
госпроверок, налоговых обвалов и жестких требований жертвовать круглые суммы в
непонятно какие фонды. Малейшее несоответствие в бухгалтерии частной фирмы тут
же раздувается в скандал, вызывает чрезмерные подозрения в воровстве,
эксплуатации рабочего персонала и укрывательстве налогов. Известно множество
случаев, когда чиновники прямо занимались вымогательством у предпринимателей
под видом уплаты налогов. Известны случаи, когда невозможно ни начать, ни
продолжать честный бизнес из-за «откатов» чиновникам. В таком случае честный
бизнес априори становится нечестным. А заложниками этой ситуации, равно как и
ее создателями, является все общество в целом.

Дмитрий Василевский
Новости <>
| Тэги: предпринимательство