Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтВчера в Золотом зале Рижского латышского общества бушевали страсти по, казалось бы, сугубо специальному вопросу: стоит ли в школьном преподавании выделять латвийскую историю в отдельный предмет или оставить как есть — в рамках курса всемирной истории. Свою лепту в дискуссию на конференции «История Латвии: эпизод или корни нации» внесла и президент Вайра Вике-Фрейберга.Политики и педагоги озабочены «правильным» преподаванием истории в школахКонференцию, собравшую в рабочий день беспрецедентное количество участников (около 500!) организовали общественники из Объединения латвийской интеллигенции и Клуба депутатов фракции НФЛ в Верховном совете. Горячим дебатам в Золотом зале предшествовало обсуждение в школах, научных коллективах и латышских общественных организациях. По уверениям организаторов, большинство их участников высказались в поддержку инициативы — историю Латвии учить особо. Впрочем, попытки превращения национальной истории в священную корову предпринимались с самого начала Атмоды. В последние полгода эту инициативу одобрили как старцы-легионеры, так и юные национал-радикалы движения «Все — Латвии!», а депутаты «Нового времени» в ходе боев за историю даже пошли на подделку подписей коллег из «зелено-крестьянского» блока на соответствующем запросе премьеру. В ходе дебатов обозначились две позиции: «почвенников» и «западников». «Почвенники» уверены, что все беды латвийского общества коренятся в отсутствии лояльности и патриотизма как среди русскоговорящих, так и среди стопроцентных представителей титульной нации. Тревожные процессы они связывают с недоработками системы образования, касающимися такого важного идеологического предмета, как история. По этой логике, если вложить в курс истории высокопатриотичное содержание и увеличить число учебных часов, с патриотизмом все будет в порядке. В поддержку этой позиции директор Института истории Латвии Янис Берзиньш заговорил парадоксами: если не отказаться от интегративного курса преподавания истории, то того и гляди процесс интеграции, сиречь ассимиляции, латышей может оказаться под угрозой. Высоколобые «западники» считают, что воспитанию патриотизма более способствуют прогресс в сфере занятости и рост благосостояния. А на уроках истории — без разницы, всемирной или отечественной, — следует отрабатывать навыки независимых суждений, критического мышления и демократии. Профессор ЛУ Гвидо Страубе отметил, что тезис о «катастрофе в преподавании истории Латвии» не подтвержден исследованиями и отражает скорее атмосферу приближающихся выборов, чем реальную ситуацию в школах. В развернувшейся баталии у педагогов свой интерес. Если отвлечься от патриотической риторики, то разделение единого курса на национальную и всемирную историю чревато увеличением часов на историю в целом. В рамках интегрированного курса на это надеяться не приходится. Хотя в выступлениях педагогов звучали и другие аргументы. Так, учитель из Тукумса Айя Миезите уверена, что введение отдельной истории Латвии в основной школе позволит более подробно проработать такой сложный вопрос, как коллаборационизм, и сосредоточиться на этических аспектах исторического процесса. А преподаватель русской рижской 95-й средней школы Людмила Богдане отметила важность преподавания национальной истории на родном языке учащегося. В витиеватой речи Вайры Вике-Фрейберги в целом прослеживалась «западная» ориентация. Первым делом она дистанцировалась от политиков и призвала подключиться к дискуссии широкие круги общественности. По мнению президента, на уроках истории следует формировать не только понимание прошлого и настоящего латвийского государства, но и сознание, что Латвия — это не необитаемый остров, а полноценный участник исторического процесса. По итогам дебатов была принята резолюция в духе умеренного «почвенничества»: выделить финансирование на исследование реального положения с преподаванием истории; для разработки госстандарта по отдельной истории Латвии в основной школе учредить общественно-консультативный совет с участием всех заинтересованных сторон; укрепить курсы повышения педагогической квалификации; с 1 сентября 2006 года запустить пилотные проекты в продвинутых школах, а с 2007 года сделать нормой школьной жизни. Теперь слово за политиками и широкой общественностью. В том числе и говорящей на русском языке. ЦитатаВ распространенных среди участников конференции тезисах на историческую тему экс-министр образования «Черный Карлис» Шадурскис («Новое время») отметил: — Назначение, цели, задачи и ресурсы, а также объем преподавания, отведенные на историю Латвии в теперешнем госстандарте основного образования, явно недостаточны и не могут обеспечить стабильных знаний — даже по сравнению с периодом Латвийской ССР.