Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтУчаствуют:Виктор Глухов, Александра Малашонок, Генндий Котов, Яков Плинер, Валерий Бухвалов.К вопросу о лжи, некомпетентности, подковёрных интригах и полном забвении предвыборных обещанийВиктор ГЛУХОВ, депутат Рижской думы от «Центра согласия»,заместитель председателя Комитета образования, культуры и спортаРижская дума осуществляет масштабную реорганизацию городской школьной сети. Мы, депутаты правящей коалиции, отчётливо понимаем всю сложность и чувствительность этой задачи. Поэтому мы крайне заинтересованы в критической оценке наших действий. Доброжелательной, недоброжелательной – неважно; лишь бы – умной.К сожалению, оперирование не вполне достоверной информацией мешает иным нашим критикам преуспеть в их благородном порыве.О некомпетентностиВ статье «Экономические причины закрытия школ – ложь!» Александра Малашонок утверждает, что «никто не утруждает себя анализом деталей и убедительными доказательствами» проблематичности выживания маленьких школ в условиях реализации принципа «деньги следуют за учеником». Далее прилагается «анализ деталей и убедительные доказательства» от самого автора, небольшой фрагмент которых я позволю себе привести.«Много это или мало, – задаётся вопросом Александра, – одна ставка на 10 школьников? Судите сами: ставка учителя — это 21 урок в неделю. В 1 классе (примерно 20 человек) – 20-22 учебных часа.»Что ж, следуя совету автора, буду судить сам. Итак, наши 20 первоклассников привели за собой 20:10=2 учительские ставки. (На самом деле, 20:10,21,96 ставки, но это, конечно же, мелочь.) Применим к ним понижающий коэффициент, упомянутый нашим автором выше: 20,75=1,5 ставки. Не забудем «отстегнуть» 15% на школьную администрацию: 1,50,85=1,275 ставки. Умножим на количество часов на ставку: 1,2752127 часов. Три часа отдадим на классное руководство: итого 27-3=24 оплаченных часа. Впритирочку действительно получилось, даже от 2 до 4 часов наскреблось на оплату проверки письменных работ, индивидуальных занятий, подготовки к урокам (ранее, кстати, всё вышеперечисленное оценивалось 10 часами за ставку). (Коэффициент 10,2 в действительности отбирает ещё один час, но это по-прежнему мелочь.)Теперь от гипотетического первого класса перейдём к реальным школам. В таблице приведены некоторые расчёты по трём рижским школам. Данные взяты с сайта www.e-skola.lv по состоянию на 2008/09 учебный год. Две школы из трёх с 1 сентября 2009 г. ликвидируются.Межапаркская начальная школа Рижская русская средняя школа им. Льва Толстого Рижская 40-я средняя школаКоличество учащихся 107 260 938Количество ставок (вычислено по числу учащихся с учётом понижающих/повышающих коэффициентов) 8,7 25,3 91,1Количество ставок за вычетом расходов на администрацию школы 7,4 21,5 82,0Количество оплаченных госбюджетом учебных часов 154 452 1722Количество часов в учебном плане без учёта деления на группы при изучении ряда предметов 153 391 1031с учётом деления на группы при изучении ряда предметов — — 1340Количество часов на оплату классного руководства 15 35 133Количество часов, остающихся на оплату проверки письменных работ, индивидуальных занятий, подготовки к урокам без учёта деления на группы при изучении ряда предметов -14 26 558с учётом деления на группы при изучении ряда предметов — — 249Количество часов, остающисся на оплату проверки письменных работ, индивидуальных занятий, подготовки к урокам, в пересчёте на ставку без учёта деления на группы при изучении ряда предметов -1,9 1,4 11,4с учётом деления на группы при изучении ряда предметов — — 3,9Выводы таковы. Новый принцип финансирования ставит крест на существовании маленьких начальных школ (около 100 учащихся). Дума приняла решение о присоединении таких школ к соседним средним школам. В ряде случаев при этом освобождаются помещения бывших детских садов.Небольшие средние школы (около 300 учащихся) оказываются на «голодном пайке» или, по выражению Александры Малашонок, на «прожиточном минимуме». Дума приняла решение о присоединении таких школ к другим средним школам. По следующим четырём причинам:1. Мы не хотим ни одну школу держать на «голодном пайке». Мы хотим с максимальной эффективностью использовать государственную целевую дотацию на учительские зарплаты.2. Мы хотим с максимальной эффективностью использовать городскую школьную инфраструктуру. Расходы на образование – это не только зарплаты педагогических работников. Это также зарплаты технического персонала, счета за отопление, воду, электричество, телефоны, интернет. Чем меньше детей в школе, тем значительнее траты городской казны на одного учащегося. Сохранение небольших школ по сути означает дотирование их за счёт более крупных. Может быть, Александра Малашонок подскажет нам, какой именно рижской школе следует потуже затянуть пояс – Ринужской, 88-й, 40-й? – чтобы поддержать существование школы им. Толстого и 30-й?3. Крупные школы имеют большие возможности наладить качественный учебный процесс. Например, осуществляя деление классов на группы на уроках латышского и иностранных языков, информатики, домоводства, физкультуры. Например, предлагая несколько профилирующих программ с углублённым изучением ряда предметов.4. Мы выводим школы из арендованных и/или непредначначенных для учёбы зданий и предоставляем им более качественные помещения.О безответственностиАлександра Малашонок совершенно права: Рига действительно накопила значительный финансовый резерв. И с пополнением бюджета у столицы дела обстоят несколько лучше, чем у государства. Это позволило Рижской думе принять социально ориентированные поправки к бюджету этого года, не прибегая к дополнительным внешним заимствованиям. Государство отказалось от финансирования образования пяти-/шестилеток – Рига взвалила это на свои плечи. Государство отказалось от оплаты льгот на проезд в общественном транспорте – город сохранил большинство из имевшихся льгот и ввёл 50-процентную скидку на проезд для учителей. Сохранены муниципальные доплаты рижским педагогам. Увеличена доля социального бюджета – ждём осенних последствий многомудрой политики нашего правительства.Увеличивать нагрузку на расходную часть бюджета без повышения эффективности городского управления и оптимизации городского хозяйства – безответственно. Сделать исключение для школ и законсервировать неэффективную и затратную рижскую сеть учебных заведений – верх безответственности.О лжи и подковёрных интригахВ тексте Александры Малашонок есть несколько загадочных моментов, о которых не могу не упомянуть.Первый. «С 1 сентября Рижская дума ликвидирует 10 школ, 9 из них – русские. Еще 6 школ приговорены к закрытию в течение 2-х лет.» Формально всё так, но зачем же такие акценты? Из 10 школ, ликвидируемых в этом году, три остаются в своих помещениях. Из 6 закрываемых в следующие 2 года – две. Для этих пяти школ ликвидация = объединение администраций.Среди 11 остальных школ – шесть дневных средних (именно о таких школах больше всего печётся наш автор). Из них – три русские (с общим числом учащихся 899) и три латышские (с общим числом учащихся 1045). Стоит ли прозрачно и непрозрачно намекать, что Рижская дума целенаправленно бьёт именно по русским средним школам?Второй. «Общее число учащихся (30-й школы – В.Г.) – около четырехсот.» Откуда эта цифра? Я не верю, что Александра с её дотошностью не заглянула на упомянутый выше сайт www.e-skola.lv, где можно найти совершенно иную цифру – 304.Третий. «Администрация 38-ой школы говорит, что переговоры о присоединении к 80-ой были начаты только после того, как из думы поступила четкая и недвусмысленная инфоромация о ликвидации школы.» Ни имён, ни фамилий, ни явок, ни адресов. Как Александра с её въедливостью могла купиться на сообщение информационного агентства ОБС?О полном забвении предвыборных обещанийБезобразие, произошедшее в 90-е гг., когда направо и налево за бутерброд раздавались опустевшие помещения детских садов, не повторится. Ни одно школьное здание не останется пустым, все они будут использоваться по прямому назначению. Опустеют лишь здания бывших детсадов (где вскоре снова будут открыты садики), частные здания и здания, не предназначенные для школ.В результате реорганизации городской школьной сети ни один учащийся не лишится возможности получать образование на том языке, который выбрал он сам и его родители.Укрупнение школ (школа им. Ломоносова, Анниньмуйжская школа, 21-я школа, 54-я школа, 80-я школа, 95-я школа, 9-я вечерняя школа), предосталение школам более подходящих для учёбы зданий (школа им. Гердера, школа «Валодиня», школа практической эстетики, 8-я вечерняя школа, 9-я вечерняя школа) создаст предпосылки для их дальнейшего развития, повышения качества даваемого ими образования.Открытое письмо Бывшему УчителюАлександра Малашонок,Ассоциация русской культуры, образования и науки «Аркона»После митинга протеста, пикетов и многочисленных острых собраний в школах, наконец, появилась хоть какая-то реакция представителя власти на протест против ликвидации школ. Появилась она от одного из депутатов Рижской думы, отвечающих за это направление работы городской власти. И я рада, что это реакция именно на одну из моих статей. В своём послании депутат РД от ЦС В.В.Глухов указывает на три «загадочных момента» в моей статье. Я попробую подсказать отгадки для облегчения понимания представителем власти тех моментов, которые он считает загадочными.1. Путём некоторых рассуждений г-н Глухов выделяет из 16-ти ликвидируемых школ 6 и говорит о том, что из этих школ 3 русские, а 3 латышские, намекая на то, что всё якобы по-честному. Виктор Васильевич, однако, забывает упомянуть, что все три русские школы закрываются немедленно, в лихорадочно-срочном порядке, и большинство учителей этих школ сразу после отпуска станут безработными, а в конце августа в сегодняшней ситуации работу учителю не найти. Ученики этих школ также, по понятным причинам, испытывают серьёзные проблемы.Две латышские школы запланированы к закрытию только через год, ещё одна — через два года. У детей, родителей и учителей есть время подготовиться и без спешки решить свою судьбу. Да и в Рижской Думе за это время многое может измениться. Я от всей души желаю всем трём латышским школам победить в борьбе за право на своё существование.2. В.В. Глухов утверждает, что в 30-й средней 304 ученика. Виктор Васильевич, в 30-й средней школе на 07 августа 2009 года числилось 402 ученика, в том числе: русские старшеклассники — 43 ученика (11 кл. – 1, 12 кл.-1) ученики основной школы с нарушениями осанки 117 (с первого по девятый класс) вечерняя программа 242 (10 кл. -114 ученика, 4 класса, 11 кл. – 77 учеников, 3 класса, 12 кл. – 51 ученик, 2 класса).Нормы наполняемости классов для детей с нарушениями осанки от 10-и до 15-и человек соблюдены во всех классах. Повышающий коэфициент для этой программы 1,25.Если бы в конце июля РД не проявила бы свою замечательную инициативу, есть основания полагать, что к началу учебного года число учащихся достигло бы как минимум 430.Эта информация легко может быть проверена Вами с помощью сотрудника департамента РД по образованию, молодёжи и спорту Агнессы Нейланде (административное управление, зам. руководителя отдела информации и анализа т. 67026840)3. В.В. Глухов обвиняет меня в использовании информации агентства ОБС, в то время как я ясно и недвусмысленно ссылаюсь на администрацию 38-ой средней школы. Виктор Васильевич, администрация школы и ОБС — разные вещи.Виктор Васильевич, пока в Латвии существует хотя бы одна русская школа, учащиеся теоретически имеют право выбора. Но чем больше Вы их закроете, тем сложнее этот выбор реализовать. Вы ставите себе в заслугу укрупнение школ и их переезд в более подходящие здания, забывая сказать о том, что укрупняете в основном русские, а более подходящие здания предоставляете в основном латышским школам. Как бы Вы не сортировали информацию и какой бы пасьянс не раскладывали из ликвидируемых школ, всё равно несправедливость и нечестность Вашего решения по отношению к русским школам и обман русского избирателя, приведшего Вас к власти — очевидны.К сожалению, Ваша статья в большей степени оставляет впечатление грубоватого наезда на личность, чем отстаивание Вашей точки зрения. Оно и понятно – нахамить гораздо легче, чем убедить аудиторию, что по сути своей нечестное и несправедливое решение является правильным, белым и пушистым. В то время, как в одной из своих статей я предлагала вариант, как почти с той же экономией сохранить средние школы, ликвидируемые Вами в этом году.Саша.P.S. К сожалению, манипулирование и оперирование не вполне проверенной информацией мешает иным моим критикам преуспеть в их благородном порыве. Экономить на школах — плевать в будущееГеннадий Котов, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, экс-спикер Штаба защиты русских школ Ей-богу, не собирался влезать в полемику по поводу закрытия десяти рижских школ (9 из которых русские), так как вроде бы и так всё ясно. И не стал бы этого делать, если бы не ответ зам. председателя комитета по образованию Рижской думы Виктора Глухова на статью Александры Малашонок.В своем ответе он, оперируя цифрами, таблицами и расчётами, очень обстоятельно пытается доказать, что школы закрываются для их же собственного блага. А они, глупые, этого не понимают. И сообщил, что крайне заинтересован в «умной» критике.Но более всего меня вдохновила его мысль о том, что на школах надо экономить точно также, как и на всём другом, и потому сохранение малых школ – «верх безответственности». Я убежден, что такой подход к школам – в корне порочен и опасен. И вот почему.Малые школы имеют и немалые преимущества. В таких школах педагоги могут больше внимания уделять каждому ученику да и атмосфера в них обычно более теплая и человеческая. Это очень важно для проблемных детей и детей с отклонениями. А их становится всё больше. Тем более в условиях кризиса. И вообще, обычно качество образования и количество учеников в классе – вещи обратно пропорциональные. Конечно, многое зависит и от личности учителя. Но это уже иной фактор.Однако самое главное в другом. Скажите, что бы вы сказали о семье, в которой родители жалеют деньги на образование своих детей, ссылаясь на материальные трудности? Наверное, вряд ли бы их одобрили. Ведь хорошие родители отказывают себе во многом лишь бы дать своим детям хорошее образование. Потому что понимают, что от этого во многом зависит их судьба и благополучие в будущем. Точно так же поступают и разумные страны. Они не только не экономят на образовании подрастающего поколения, но считают инвестиции в сферу образования стратегически самыми эффективными. Потому как главный капитал любого государства это люди. И чем они образованнее и воспитаннее – тем больше пользы и доходов (в виде налогов) приносят своей стране. Конечно, мы ни коим образом не относимся к разумным странам и никак не желаем дружить с головой. В том числе, увы, и в лице первой в истории Латвии русской Рижской думы. Да, можно по-разному относиться к советскому опыту. Там, как и везде, были свои ошибки и свои достижения. Но даже в самые трудные времена, в такие как после Второй мировой войны – в самую разруху, голод и холод – школы повсюду открывали, а не закрывали. Потому что понимали, что дети – это будущее. И наше будущее будет таким, какими вырастут наши дети. Поэтому экономить на образовании и воспитании детей – всё равно что плевать в будущее. А это значит плевать против ветра. Это то же самое, что, жалуясь на неурожай, экономить на качестве семян. Есть вещи, на которых экономить нельзя, ибо себе дороже. Тем более, что и экономия-то мизерная – всего 0,4 % городского бюджета. А вред – несопоставимый.Не цель, но результат оправдывает средства. Причём результат – устойчивый и долговременный.Размышления накануне учебного года Яков Плинер, Валерий Бухвалов, доктора педагогических наукМы вступаем в новый учебный год, увы – особенно трагичный: безработица – 12 %, падение ВВП – 20 %, бюджетный дефицит – полмиллиарда и долги, долги, долги.Кризис свирепствует на всех фронтах: разоряются бизнесмены, властями обворованы пенсионеры и молодые родители; в упадке здравоохранение и охрана правопорядка, наука, культура… Куда ни кинь, всюду клин.Фарс хуторского мышления, национализма, политической клановости и зашоренности Латвийских правящих партий превратился в трагедию и для образования в ЛР. Ведь закрываются в нашей маленькой, но о-очень удивительной стране не только фирмы, больницы, но и школы и ПТУ.Нет ни войны, ни чумы, ни землятресения, а правящие взяли курс на оптимизацию учебных заведений. Решили закрыть 59 школ, 15 ПТУ, реорганизовать 89!Действуют они в спешке, грубо, топорно, непрофессионально; не считаясь ни с интересами учащихся и их родителей, ни с интересами учителей и администрации школ. Загнаны в угол и самоуправления: по закону решение об открытии, закрытии и реорганизации школ принимают именно они, согласуя эти вопросы с МОН.С 1 июля были изгнаны из школ около 2000 учителей – пенсионеров. Многие из них 35-40 лет сеяли разумное, доброе, вечное, были мастерами и энтузиастами своего дела. Фактически им дали «пинком под зад», даже не поблагодарив за самоотверженный труд по обучению и воспитанию детей. Иначе как скотством, урезание заработанных пенсий назвать нельзя. Пользуясь случаем, хотим выразить этим людям глубочайшую благодарность за их подвижнический труд! Поздравить с праздником, ведь бывших учителей не бывает, пожелать бодрости, здоровья и долголетия!Но пенсионеры хоть имеют какой-то нищенский источник существования, а что делать, как жить тысячам учителей и их семьям, которых могут вышвырнуть за порог школы после 1 сентября? Сердце кровью обливается. При советах строили школы и ПТУ, открывали спортивные, художественные и музыкальные школы… В наше время доморощенные правящие политики вдруг сделали «великое открытие»: школы в Латвии нерентабельны, затратны. Разве в какой-то стране иначе?Думая о настоящем и будущем государства – детях, деньги бюджета нужно тратить не на многочисленную армию непрофессиональных чиновников, не на десятитысячные зарплаты руководителей государственных и муниципальных предприятий, не на марионеточные вооружённые силы и никому не нужные их зарубежные миссии, а на детей, их образование и воспитание. Именно в интеллектуальном потенциале молодёжи будущее благосостояние нашей страны.Убеждены, ликвидация общеобразовательных и других школ приведёт к дебилизации страны. Наша судьба – это задворки Европы!Школа – это целый мир: дети, родители, учителя, администрация; обучение, воспитание, духовность, культура, спорт…Ликвидация любой школы – это трагедия. Ликвидация русской школы – это трагедия вдвойне. Кризис приходит и уходит. В перспективе возможно и повышение рождаемости. Латышскую-то школу в таком случае откроют. Русскую в ЛР – никогда!Мы приветствуем действия самоуправлений Даугавпилса, Юрмалы, Елгавы и других, которые изыскали внутренние резервы и решили в этом году школы не закрывать, а изучить ситуацию и решение принять в 2010 году.Хотим обратиться к депутатам всех местных самоуправлений. Поезд ещё не ушёл, одумайтесь, сэкономьте деньги на многочисленных агентствах, отложите даже ремонт дорог, поездим ещё пару лет по ямам и ухабам, не тратьте деньги на пышные праздники – это пир во время чумы, а доплачивайте из своих средств учителям, сохраните школу там, где это только возможно. Кто хочет делать дело, — делает. Кто не хочет, – ищет причины. Это неизменно во все времена. Как и то, что политиканы думают лишь о сиюминутной ситуации и будущих выборах. Политики – о настоящем и будущем своего народа и страны!К сожалению, дебилизация страны началась не сегодня. Первый шаг в сторону дебилизации был сделан сразу же после восстановления независимости ЛР, нас разделили на граждан и неграждан, законодательно низвергли русский язык до статуса иностранного, закрыли половину детских садов, отменили программы по учебным предметам, разрешили незрелым деткам выбор изучения тех или иных дисциплин; прогнали учителей русских школ через унизительное сито аттестации на знание госязыка и им приходилось думать не о качестве преподавания, а о собственном выживании в профессии.Второй шаг был сделан в 2004 году – это принудительное олатышивание русских школ. В начале было задумано ввести обучение только на госязыке. Затем, после беспрецедентных протестов школьной молодёжи, власти «смилостивились» и ввели без всяких научных обоснований неподготовленное билингвальное образование 60% на 40%. Как понимает уважаемый читатель, если недостаточно владеющий латышским учитель физики или математики объясняет недостаточно понимающим латышский детям свой предмет на госязыке, то не будет качественных знаний ни предмета, ни госязыка.Профессиональный учитель, если ему не мешать, а после протестов мешать власти испугались, всё может преодолеть. Школа не умерла, но качество знаний снизилось. Велико количество неуспевающих; велик отсев учащихся из школ. Не изжита преступность несовершеннолетних: воровство, хулиганство, разбой, грабёж… Обычными явлениями стали пьянство и наркомания… Многие преступления детьми совершаются в группах. Большинство из них не учатся и не работают. По официальным данным в ЛР не посещают школу около 2500 детей школьного возраста; по данным общественных организаций – около 10 000!Убеждены, не было бы «реформы 2004», негативных проявлений в обществе было бы намного меньше, а качество знаний и уровень воспитанности детей – выше. Увы, известно, что в истории нет сослагательного наклонения. Кстати, в олимпиадах по истории нет победителей из русских школ, а АРКОНА доказала, что и по математике в русских школах знания ниже чем в латышских. Не результат ли это изначально политизированной, пресловутой «реформы 2004»? Задумаемся.Недавно проректор РТУ N. заявил, что средняя школа готовит дураков. Это результат псевдодеятельности политиков с националистическим душком. Третий шаг к дебилизации страны проводится сейчас – это «оптимизация», т. е. волна закрытия школ. Ни Гитлер, ни Брежнев до этого не додумались. Неужели Затлерс, Домбровскис, Коке, руководители муниципалитетов не понимают, что ликвидацией школ они оставят чёрный след в истории нашего государства.Мы протестуем против необоснованного закрытия школ. Правительство должно думать не только об экономии, но и о том, как зарабатывать деньги. Налоги необходимо не повышать, а понижать от этого госкасса только выиграет. Малый и средний бизнес, и производство, работающее на экспорт освободить от предварительного налогообложения. Нужны инвестиции и льготное кредитование…Необходимо не только преклоняться перед Западом, но и улучшать взаимоотношения с Востоком, как экономические, так и политические. Латвия обречена быть тем «ласковым телёнком, который двух маток сосёт». Восток и Запад для Латвии, как два крыла в полёте птицы, конечно же если мы действительно хотим добиться благосостояния и мира для всех жителей нашей многонациональной Латвии.Нужно заботиться о детях и стариках! У нас же всё делается с точностью до наоборот: часть народа вымирает, часть уезжает за рубеж, часть существует в депрессии, апатии и нищете на самом низу социальной лестницы. Экономика, бизнес брошены правительством на произвол судьбы. Получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Правящие партии думают лишь о себе – любимых, а не о простом народе. Довели страну до пропасти, разворовали, что можно и что нельзя, и никто ни за что не отвечает. Сейчас они перегруппируются, наобещают легковерному народу с три короба, пройдут в следующий сейм и… сразу же после выборов свои обещания забудут. Народ их забудет через пару месяцев. И всё же, несмотря ни на что, 1 сентября – День знаний – это праздник! Дети, общаясь с учителями, узнают много нового, интересного, полезного. Учителя, не жалея здоровья, сил и нервов, передадут своим воспитанникам не только знания, но и частичку своей души, своего сердца; разбудят пытливые юные умы. Это прекрасно! Мы сердечно поздравляем детей, учителей, родителей с Днём знаний! Верим, что раньше или позже, но чёрная полоса в жизни государства и каждого человека пройдёт. Светлая – настанет. Вместе – выдержим, преодолеем, прорвёмся. Врозь – пропадём.Во все времена, даже революций и войн, учителя и родители учили и воспитывали детей. Так будет и впредь.От всей души желаем успехов и удачи в выполнении этой благородной миссии! И вслед за А. Н. Некрасовым провозглашаем: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».Выше голову, коллеги! Не вы виноваты во всех наших бедах, а те, кто последние 20 лет был у власти.Веры вам! Надежды! Любви! Хороших и благодарных учеников! Умных, понимающих и заботливых родителей!С новым учебным годом!