Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтНынешний министр образования наверняка войдет в историю Латвии как неутомимый реформатор. Еще не покончено с русскими средними школами, а Шадурскис взялся за высшее образование: вот-вот в вузах упразднят бюджетные места. Теперь самое время замахнуться на учительские зарплаты…Обещанного три года ждутСогласно новой преобразовательной идее в учительской среде срочно необходима здоровая конкуренция. Видимо, расслабились наши педагоги, обленились, перестали сеять разумное с огоньком. Вот министр и задумал с 1 сентября этого года постепенно поделить учителей на пять квалификационных категорий с разным заработком. Для специалистов низшего уровня предусмотрена зарплата 145 латов, достигшим же высшей, пятой, ступени собираются платить 350 латов. Кстати, в недавнем интервью «Часу» заведующая отделом интеграции министерства образования и науки (МОН) Эвия Папуле заметила, что, по замыслу министра, реформа в системе оплаты должна решить много проблем, и особенно проблем в школах нацменьшинств. По ее словам, учителя получат дополнительную мотивацию к профессиональному и карьерному росту, в том числе к преподаванию своего предмета на госязыке или билингвально. Тем самым, как понял «Час», планируется материально заинтересовать учителей русских школ в собственноручной реализации реформы-2004, а не в ее саботаже. И в лояльности опять же… Никто не поспорит, что увеличение зарплат в просвещении назрело давно, но почему же тогда в педагогических кругах нет восторга по поводу новой системы? А все дело в том, что проект как-бы-повышения-зарплат таит в себе немало подводных камней. До сих пор зарплату повышали планомерно на 10- 15 латов и всем сразу. По новой же министерской концепции к высокой зарплате будут допущены лишь те, кто докажет свои растущие способности и знания. Схема такова. С 1 сентября 2004 года все педагоги будут включены в первую — самую низшую — категорию с зарплатой 145 латов. Что соответствует ныне существующей в государстве учительской зарплате за ставку. По условиям проекта желающие смогут сразу же рассчитывать на следующую — вторую — ступень (160 латов за ставку), а вот перескакивать на третью (192 лата), четвертую (250 латов), а тем более пятую не получится. Будь ты хоть семи пядей во лбу. Согласно поэтапному плану внедрения реформы, претендовать на 3-ю категорию учителя смогут только в 2005 году, на четвертую — в 2006 году, а на пятую — в 2007-м. В 2007 году эта реформа должна быть завершена. А судьи кто?Встает вопрос: как будут оцениваться специалисты, каковы критерии? И, главное, судьи — кто? Как «Часу» пояснили в министерстве образования, первая категория дается всем автоматически, вторую присваивает администрация школы, третью — комиссия, созданная само- управлением и школьной управой, а четвертую и пятую — некая государственная структура, которая еще только в процессе формирования. Учителя: нас лишают денегМы попросили администраторов нескольких школ прокомментировать инициативу министерства. Они все как один выдвинули встречную просьбу — не указывать в публикации их имен. Что ж, пожелание выполняем. А вместе с тем удивляемся уровню латвийской демократии, не позволяющей людям открыто высказываться даже по сугубо профессиональным вопросам. — Сейчас учительская ставка составляет 21 час, но в проекте министерства говорится, что с введением категорий недельную нагрузку педагога планируется ограничить 40 часами, — сказал один руководитель учебного заведения. — Но учителя очень трудно загнать в строго лимитированные рамки. У него слишком много другой работы, помимо школьных уроков. И потом, сейчас учителя, кроме ставки в 145 латов, получают доплаты — за классное руководство, проверку тетрадей, подготовку к олимпиадам — то есть за сверухрочный труд. Многие работают на полутора, на двух ставках. И, конечно, на круг у них получается более 145, 160 и даже 200 латов. А теперь в перспективе получается одна ставка и все. Кроме того, если введут новую оплату труда, то надбавки, скорее всего, снимут. То есть это будет не повышение, а существенное понижение зарплаты. — Никакой ясности нет, мы консультировались в своей школьной управе, все только пожимают плечами, — признался другой администратор. — Что за критерии? По-моему, они там сами еще не разобрались. Как нам объяснили, по новой системе не будет учитываться стаж. Представьте, придет в школу девочка, через год она получит вторую категорию, и я, отработавшая 40 лет, тоже буду иметь ту же категорию. Расщедрится дума на доплаты или нет, одному богу известно. Я думаю, как только ставка станет 160 латов, ни о каких доплатах речь уже не пойдет. — С 1 января этого года уже повысили зарплату социальным педагогам до 225 латов — теперь она больше, чем у директора, — поделился с «Часом» еще один директор. — Кроме того, теперь отменен размер обязательной доплаты. Если раньше, например, завуч мог получать доплату в размере не более 50 процентов от оклада, то сейчас такого уже нет. Я думаю, здесь ни у кого не должно быть иллюзий: основная масса учителей будет получать учительский минимум. Хотя бы потому, что у государства не найдется денег на объективную оценку их труда. Если повышать так, как задумал министр, страна разорится. У нас пенсии индексируют по 50 сантимов на нос, а потом стонут — как казна поиздержалась. А здесь такие суммы! Мечтать не вредно… — Это своеобразный пряник для учителей. Мне очевидно, что разделение на категории позволит манипулировать людьми. Разделять их, чтобы спокойно властвовать. Конечно, будут прежде всего поощряться удобные, лояльные, услужливые, не исключено, что возрастет в цене стукачество. Появится соблазн делать карьеру не за счет профессионализма, а за счет своих коллег. Может быть, в латышских школах будет как-то иначе, но ведь у нас же еще существует такая кувалда, как латышский язык — ею очень удобно бить по профессионализму. «Час» обратился за комментариями к лидеру профсоюза работников образования и науки Астриде Харбацевиче. Как латвийский профсоюз оценивает проект с точки зрения учительских интересов? — Недавно эту идею одобрило правительство, и теперь министерство образования должно до 15 марта разработать принципы определения категорий и зарплат, — сказала г-жа Харбацевича. — В том виде, в каком это было первоначально предложено министерством, нам реформа не подходит. Как нам пообещали, схема расчета будет привязана не к минимальной зарплате по стране, а к внутреннему валовому продукту, учительской квалификации и стажу. Хорошо, что нам удалось опротестовать норму, ограничивающую нагрузку педагога до 40 часов. Еще очень важно, чтобы зарплата имела тенденцию к повышению — и в том числе с поправкой на инфляцию. До мая мы должны располагать концептуальным документом, чтобы решить, соглашаться на новую систему с 1 сентября или нет. Пока же у нас есть ряд опасений. Если что-то менять, то в лучшую сторону, а не в худшую.