Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтНа сей раз perestrojka коснется всех основных школ страны — как русских, так и латышских. Наша газета уже пыталась проанализировать эту реформу с педагогической точки зрения («Час» от 9.02.2005). Ну а теперь посмотрим с точки зрения чиновников…Искусство езды на велосипедеЕсли сформулировать в общих чертах, то отныне согласно новым стандартам обучения все школьные предметы в 1- 9-х классах будут поделены на четыре блока — «Язык», «Человек и общество», «Искусство» и «Основы технологий и наук». Однако, несмотря на это сложное структурирование, в действительности речь идет об упрощении содержания образования, с одной стороны, и о введении в программу основной школы социальных наук и этики (или христианского учения) за счет усечения часов родного языка — с другой стороны. Вчера на заседании КС МОН для представителей негосударственных организаций и школ нацменьшинств была устроена презентация новой реформы. Руководитель Центра экзаменации и содержания образования ( ISEC ) Марис Крастиньш рассказал о том, как усердно шла подготовка к изменениям. Во-первых, Всемирный банк выделил на реализацию этой идеи, которая, кстати, возникла в 1998 году, крупные инвестиции. Во-вторых, за эти годы программу обкатали в 24 основных школах Латвии, и, судя по опросам, эксперимент удался: в результате сотрудничества с директорами школ и педагогами был найден оптимальный вариант для всех. А в-третьих, реформа в первый учебный год коснется только первых, четвертых и седьмых классов, через год к ним подключатся следующие 1-е, 4-е и 7-е классы, еще через год — следующие. Так что в течение трех лет новшеством будут охвачены все классы с 1-го по 9-й. Как образно выразился Крастиньш, «в школе надо изучать не только устройство велосипеда, но и обучать на нем ездить». То есть в учебных заведениях нового типа будет важен не столько объем знаний, сколько умение их использовать на практике. Акценты в обучении сместятся в сторону наблюдений, исследовательской деятельности, прикладных навыков и межпредметных связей. Программа построена таким образом, что математика будет тесно связана с химией и географией. Ведь высота горы в географии — то же самое, что высота треугольника в математике, а проценты — одни и те же в химии, биологии и алгебре. Опять же — карта мира по истории та же самая, что и по географии. Проще — значит лучше?Как это все понять? Например, ученик будет изучать карту, а заодно подсчитывать, какую часть от континента занимает его родная страна. Из химии исчезнет раздел «Освоение фактического материала», а вместо него появятся исследовательские задания, темы по истории химии и достижениям этой науки. Тяжелые темы исчезнут вообще, легкие перейдут в природоведение. — Наша задача — сделать обучение более эффективным, — пояснил г-н Крастиньш. — Планируется давать школьникам меньший объем фактов, избавить их от слишком сложных тем и от чрезмерного теоретизирования. Так учится весь мир. Сегодня каждый учитель считает, что его предмет самый важный, и перегружает школьников лишней информацией. В новых же обстоятельствах учителя уже не выживут, продолжая работать по старинке: «выполняем задания, учим формулы и термины». Им придется использовать многообразие творческих подходов и методов. Далее посыпались вопросы. Наибольшую активность проявил бывший председатель ЛАШОР, а ныне депутат Рижской думы («Новый центр») Игорь Пименов. Он несколько раз пытался уточнить у промоутера реформы, как обстоит дело с обеспечением школ учебной и методической литературой по новым предметам на русском языке. На это Крастиньш реагировал долгими и пространными монологами, суть которых сводится к следующему: не министерское это дело — издавать учебные пособия на русском языке, хотя если есть спрос, то надо вести переговоры с издательствами, которые и решат, выгодно им браться за этот проект или нет. Кто должен изучить этот спрос, кто — финансировать издание, кто — вести переговоры и с какими издательствами? Эти вопросы так и утонули в демагогии. — На самом деле учебники даже не обязательны, — вдруг спохватившись, сообщил Крастиньш. — Ведь есть целый ряд тем, которые не требуют пособий. Тут все зависит от профессионализма учителя. На вопрос же Игоря Пименова, как министерство оценивает готовность педагогов к новшеству и были ли исследования, г-н Крастиньш заметил, что интересующиеся имеют все возможности для получения информации, в частности, по школам разосланы папки с образцами стандартов, где детально расписан каждый предмет, созданы видеофильмы — как построить программу обучения с использованием дискуссий, игр, бесед. Ведь дети должны быть вовлечены в урок и в идеале стать партнерами учителя. («Час» понял, что преподавать с учебником любой дурак может — ты без учебника попробуй!) А кроме того, по словам чиновника, курсы для предметников в рамках новой реформы до 2004 года уже прошли 7500 учителей, а на 2005 год планируется обучить еще 9200 человек. «Хотят ли они слышать?»- Простите, но, по моей информации, никаких курсов не было, — не унимался Игорь Пименов. — Во всяком случае, таковы утверждения многих учителей и даже директоров… Представители министерства начали ерзать на стульях и многозначительно переглядываться. На помощь г-ну Крастиньшу пришли г-н Скрастиньш — новый глава департамента всеобщего образования МОН и заместитель госсекретаря МОН Гунтис Василевскис. Оба заверили, что спецкурс (36 часов), в рамках которого учителя могли пройти переподготовку по предмету, был, и кто знал и хотел, тот его прослушал. Вся информация находится на домашней страничке ISEC ( www.isec.gov.lv ). — Если все будут выполнять свои обязанности — учителя освоят новые методы работы, ученики будут ходить в школу, родители начнут сотрудничать с педагогами, а самоуправления обеспечат всем детям проезд до школы, то реформа пойдет, — пояснил г-н Скрастиньш. — Три года мы будем наблюдать за процессом. У кого не будет получаться — поможем, а у тех, кто скажет: «Я не хочу и не стану это делать», начнутся проблемы. — В конце концов по каждому предмету есть методические объединения педагогов, — добавил г-н Василевскис. — Государство не обязано заботиться о каждой школе. И если найдутся педагоги, которые скажут, что впервые об этом слышат, я поставлю вопрос иначе: а хотят ли они слышать? Учитель — лицо, ответственное за качество обучения, он обязан интересоваться вопросами образования. Никто не запрещает ему на уроке социальных знаний параллельно обучать и языку! Ну что же, если так учится весь мир… НюансИ все же, по мнению Игоря Пименова, диалог в КС МОН можно назвать конструктивным. Он упомянул, что 3 февраля ЛАШОР вышел с просьбой к министру Друвиете не сокращать количество уроков родного языка в начальных классах на три часа в неделю, и уже 24 февраля она издала распоряжение сократить это число только на два часа.