Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтИзвестный теоретик интеграции, доктор исторических наук Лео Дрибинс на днях решил поучаствовать в дискуссии на портале politika.lv — кого же в Латвии считать национальным меньшинством? Как известно, ратификация Европейской рамочной конвенции по защите прав нацменьшинств уже вызвала к жизни соответствующие рабочие группы МИДа и секретариата министра по делам интеграции. Привлечены и соответствующие эксперты…Этнолог Илмарс Межс, например, считает, что Латвии надо ратифицировать конвенцию, используя опыт Швеции, Германии и Дании, «позволяя отдельным группам национальных меньшинств пользоваться их правами только в их традиционных местах жительства — в случае русских это могли быть какие–нибудь 10–20 самоуправлений Латгалии». Против этого категорически выступила знаменитая в прошлом борец за языковую чистоту Дзинтра Хирша. Она отчего–то считает, что определить районы русской национально–культурной автономии было бы «намного недемократичнее, чем сказать, что у них подобных прав нет вообще». «Я — сторонник неотложной ратификации конвенции, — заявляет в этой связи Л. Дрибинс, — и с 1998 года непрестанно стараюсь доказать, что этот шаг для латвийского государства необходим и полезен, он будет способствовать внутренней стабильности и повысит международный престиж нашего государства». Однако, по мнению г–на Дрибинса, права… Хирша! «Территориальная», или «районная», правовая система породила бы только новое внутреннее напряжение в области этнических отношений», — прогнозирует Л. Дрибинс. Ссылки на страны Западной Европы он опровергает, потому как, видите ли, финны в Швеции живут еще с XIII–XVI веков, к тому же они очень скромные: «абсолютное большинство финнов не просит для своих детей специальных финских национальных школ». В Германии фризы живут с VII века, и у них «даже было сильное королевство», ну а край лужичан (по–немецки — Лаузиц) населен сорбами с VIII века.»Есть ли в Латвийской Республике подобные древние исторические и такие приграничные меньшинства? Однако нет и никогда не было! Нам надо искать другие критерии», — утверждает Л. Дрибинс. Стоило бы заметить уважаемому доктору истории, что еще в XII веке на брегах Двины лежали так называемые камни Бориса с надписью на древнеславянском языке: «Господи, помоги рабу твоему Борису». В своей хронике Генрих Латвийский называет Кукенойс (нынешнее Кокнесе!) «русским городом». А русский торговый комплекс располагался в 1212 году на месте нынешнего сейма! Обо всем этом детально рассказывает книга О. Пухляка и Д. Борисова «Русские в Латвии со Средневековья до конца XIX века» (2003 год, издание ассоциации «ДВИНА»). Это ли не опровержение мифов «латышской Латвии», к которым, увы, присоединился доктор Дрибинс?Впрочем, есть у Л. Дрибинса и «позитивная программа». По ней, «национальными меньшинствами являются этнические группы, которые по меньшей мере 100 лет существуют на территории Латвии как культурно–этнические общности, объединяют по меньшей мере три тысячи человек и у которых по меньшей мере 50 тысяч человек являются гражданами ЛР».А вот теперь сравним это с последними (на 01.01.2005) данными Управления натурализации. В Латвии на начало этого года проживало 338 334 русских гражданина (301 603 негражданина и 20 147 иностранцев), 40 440 граждан–поляков (15 479 неграждан и 532 иностранца), 17 415 граждан–литовцев (12 799 неграждан и 1482 иностранца), 6407 граждан–евреев (2944 негражданина и 347 иностранцев) и 1504 гражданина–эстонца (700 неграждан и 328 иностранцев). Все эти этносы АБСОЛЮТНО укладываются в характеристики доктора Дрибинса. Таким образом, в ЛР нацменьшинствами будут русские, поляки, литовцы, евреи, эстонцы — и, очевидно, цыгане, хотя по ним Управление натурализации отдельную статистику не «вывешивает».Разумеется, данный подход нельзя назвать справедливым — из него по принципу 50% граждан исключаются белорусы и украинцы, а по принципу «возраста» общины украинцы. Он может быть рассмотрен лишь в качестве примера того, что даже у единомышленников Дзинтры Хирши не получается вывернуть наизнанку факт МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТИ Латвии. И это рано или поздно придется признать ЮРИДИЧЕСКИ — если, конечно, данное государство хочет в обозримом будущем выжить.