Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтПресс-центр “Комсомольской правды” приветствует у себя в гостях депутата Сейма Латвии, Председателя партии “Равноправие” Владимира Бузаева. Тема брифинга «Школьная реформа в Латвии как пример применения двойных стандартов к русскоязычным гражданам Европейского Союз». В.Бузаев: — Добрый день, уважаемые друзья! Я чрезвычайно ценю предоставленную мне любезными хозяевами возможность выступить перед вами и постараюсь придерживаться рамок заявленной тематики. Что можно сказать о системе образования в Латвии? Наши специалисты ворчат о том, что здоровой и крепкой системе еще советского образования беспорядочно прививаются различные западные ростки. Я как потребитель системы, у которого имеется трое детей, могу только наблюдать, как “десятилетка” сменяется “двенадцатилеткой”, при этом только девять классов — так называемая “основная школа” — являются обязательными. Переход с пятибалльной системы оценок на десятибалльную. При этом ликвидация системы оценок вообще в начальных классах. Свободный выбор школьниками предметов или отказ от предметов. Причем, в перечень предметов, от которых можно отказаться, попала даже физика. Что касается этнического спектра, о котором я именно и буду говорить, то здесь процесс чрезвычайно однонаправленный и жесткий. Это частичное, а затем, видимо, и полное вытеснение русского языка как языка преподавания и в русских школах. Эта тенденция была вначале очень развита на уровне самоуправлений после 1992 года; просто русские школы ликвидировались. Причем, это встречало однозначно негативное восприятие среди русскоговорящей части населения Латвии, минимум — на уровне бесконечных дискуссий в газетах и максимум — самозахват школьного двора с длительным блокированием входа в школы. Были и соответствующие законодательные ходы. Первая ласточка так называемой “школьной реформы” прилетела еще в 1995 году и заключалась в том, что в средней школе обязательно нужно было не менее трех предметов преподавать на латышском языке, а в основной школе — не менее двух. В столице и в крупных городах джентльменский набор этих предметов был выбран: физкультура, домоводство, рисование. А на периферии это иногда было использовано так, что русскую школу очень трудно отличить от латышской. В некоторых административных единицах в настоящий момент таких теперь уже четыре, от русских школ они полностью свободны и образование там на русском языке получить уже просто невозможно. 1998 год был годом принятия нового и ныне действующего Закона “Об образовании”. Там использовались две разные модели — для основной и для средней школы. В основной школе это была свободная модель. Там были четыре образца, рекомендованные Министерством образования, они отличались исключительно набором тех предметов, которые необходимо было вести на латышском языке и колебались в самой либеральной модели к девятом классу — от 50 процентов до самой жесткой — 75-процентной. Модели были выбраны в 2000-2001 году, в основном. И хотя давления формального не было, но всем объяснялось, что в законе стоит переходный период, когда с 1 сентября 2004 года все среднее образование будет вестись на латышском. И приспосабливайтесь как хотите! Вы, видимо, осведомлены, что этот дамоклов меч, который висел над русскими школами, так и не опустился. И, когда началось весьма энергичное брожение в русской части населения, то пропорция в конце концов заменилась в отношении не 100 на 0, как это было вначале запланировано, а в отношении 60 на 40! Это было введено с 1 сентября. Н.Андрущенко: — То есть реформа не состоялась, и с 1 сентября школьники имеют возможность получать образование на русском языке?В.Бузаев: — Собственно говоря, у нас стояло 100 на 0, то есть полное преподавание исключительно на латышском языке, начиная с 10-х классов. И тем не менее закон в условиях массового недовольства тех, кому он был предназначен, заменен! И теперь не менее 60 % предметов, а можно и 100 % — это по выборы школьной администрации.Н.Андрущенко: — Что вы имеете в виду, говоря о массовых недовольствах? Это и голодовка в том числе?В.Бузаев: — Я об этом скажу позже. Расскажу, что происходило перед 1 сентября. Это была массовая обработка общественного сознания потребителей школьной реформы, при этом очень крупные деньги были выделены на нее. И обработка велась в двух направлениях. Во-первых, объяснялось, какое это благо — учить детей на не родном языке и какими они конкурентоспособными после этого будут! А во-вторых, объяснялось, что ничего существенного не произойдет, а только добавится несколько предметов и вы будете жить спокойно дальше! Вторая часть этой подготовки — это демонстрация на всех телеканалах и в газетах учений спецназа, посвященных Дню знаний, с применением специальных средств. И недвусмысленные разъяснения о том, что “в День знаний ваша безопасность обеспечена”. Третий вариант — это показательные процессы над лидерами протестного движения — административные, конечно, которые успели отличиться во время предыдущих акций. Я хотел бы сказать о результате этой пропаганды. Независимое социологическое исследование, буквально накануне 1 сентября проведенное исключительно латышской фирмой на западные деньги, представительная выборка — опрашивались учителя, ученики и родители 9-12-х классов: За реформу — 10 % учителей, 6 % учащихся и 5 % родителей. То есть, это свидетельство, что введение школьной реформы с такой поддержкой — прямое, на глазах всей Европы изнасилование русскоговорящей общины, причем в самой извращенной форме! И еще я хотел бы сказать о международном аспекте сказать. В принципе существует ряд документов ООН, принятых еще в 60-80-х годах прошлого века, которые регулируют вопросы образования. Они применялись в основном для борьбы с сегрегацией, поэтому они, хотя и не отрицают наличия параллельной школьной системы на языках меньшинств, но и не приветствуют. Что касается знаменитой европейской конвенции защиты прав и свобод середины прошлого века, которая имеет механизм ее реализации, то там все это расплывчато. Но перед тем, как двадцать депутатов оппозиции подали иск в Конституционный суд, мы все-таки нашли один прецедент! Он похож на латвийский, — это греки-киприоты в турецкой части острова. Там среднее образование решили перевести на турецкий язык, и Европейский суд признал это не соответствующим той конвенции. Существует последнее европейское достижение самого конца ХХ века — это в основном гаагские рекомендации. Могу сказать, что они прямо противоположны латвийской школьной реформе. Кроме этого, существует множество адресных рекомендаций, направленных непосредственно на Латвию от различных европейских структур. Все эти адресные рекомендации, на наш взгляд, достаточно двусмысленны, потому что само наличие реформы и правильности ее не отрицаются, но рекомендуется проводить это путем диалога с нами, а также так, чтобы это не наносило ущерба результатам общеобразовательного процесса. Что касается нас, то мы, естественно, патриоты своей страны, и считаем, что эта реформа только обостряет межнациональные отношения и идет во вред Латвии. Как парламентарии мы давали очень много конструктивных предложений, которые, к сожалению, все были отклонены. Соответственно мы “искали счастья” на улице, в акциях ненасильственного сопротивления. И перечень 140 акций — далеко не полный — за последние полтора года, вам выдан. При этом мы использовали труды Ганди, Мартина Лютера Кинга и, честно говоря, инструкции ЦРУ, доступные в Интернете, которые предназначены были для польского движения «Солидарность», для борцов с правительством Милошевича и сейчас используются против Лукашенко. Я думаю, что в ЦРУ нашей самоотверженности не оценят! Но тем не менее надеемся, что еще при жизни моего поколения двойные стандарты в этой области исчезнут. По крайней мере такие вещи как соглашения, принятые уже в 2000 году в отношении албанцев в Македонии, когда было закреплено, что преподавание там ведется на албанском языке и восстановлены албанские потоки в вузах. Мы надеемся, что они будут применены и для Латвии, и для Эстонии и вообще будут типичны для Европы.Н.Андрущенко: — Очень трогательно, что вы использовали инструкции ЦРУ, только почему они так не воздействовали на Латвию, как на Польшу? Может быть, исполнители были неправильно выбраны?В.Бузаев: — Ну, уж какие исполнители есть… Хотя Русскоговорящая община Латвии наиболее энергично защищает свои права в условиях, весьма сходных для многих некогда братских республик, но тем не менее мы совершенно сознательно и исключительно выдвигали один лозунг — свободного выбора языка образования, что многим не нравилось. Это была тоже типовая инструкция о том, что можно договориться с любым режимом, тем более с таким, как латвийский, который формально считается демократическим, если ставить ему условия, которые не наносят ему непоправимого урона. И буквально перед самым 1 сентября в спешном порядке был тайно разработан Закон “О статусе школ национальных меньшинств”. Премьер за несколько часов до начала массовых акций объявил, что закон готов. Более того, нам в руки попал приказ премьера – единственной визой, которая стоит на таком премьерском предложении по чисто образовательному вопросу, была виза его советника по национальной безопасности почему-то. Но, к сожалению, в условиях, которые я вам обрисовал (далеко не полностью), школьная забастовка, намеченная на 2-3 сентября, не получила должного размаха. То есть в ней участвовали не десятки тысяч школьников,как в апреле, а только тысяча. И теперь нам, честно глядя в глаза,говорят, что никакого закона нет и что сейчас рабочая группа, созданная премьером, будет решать вопрос о целесообразности разработки этого закона. РИА-Новости: — Вы сейчас поддерживаете связь с Александром Казаковым? Как обстоит рассмотрение его дела в Риге?В.Бузаев: — Собственно говоря, я — “штабист”, как мы условно называем друг друга, и Казаков — “штабист”. Позавчера я ему очень активно звонил в Москву и пытался уточнить, на каком основании его выслали? Тем более, что наконец-то Министр внутренних дел соизволил ответить на наш депутатский запрос. Его ответ был прост: он нам не понравился. Но в принципе это все-таки в значительной степени личное дело господина Казакова. И если он будет пытаться надлежащим образом его обжаловать, то латвийские правозащитники, к которым я причисляю и себя, ему помогут. Я могу даже добавить, что я занимался буквально перед отъездом аналогичным делом о выдворении. Это для нас событие достаточно заурядное, по крайней мере по частоте. И вот в тех книжечках вы найдете достаточно подробное описание такого рода процессов. Это, видимо, сотня такихслучаев.Газета «Трибуна»: — Какова реакция западных партнеров на политику латвийских властей в отношении образования? Во время кулуарных встреч, а не официальная.В.Бузаев: — Естественно, мы поддерживаем международные контакты. Более того, у партии, которая представляет теперь западный форпост, есть единственный русский депутат Европарламента — Татьяна Жданок. Я сам международными связями не занимаюсь, но в принципе те люди, с которыми мы поддерживаем контакты, в частных беседах высказывают несколько иное отношение к тому, что происходит в Латвии, чем в официальных документах представляемых ими структур. Но могу передать одну частную беседу: «Если бы вы не были русскими, то мы бы этого не написали». Было и такое. Н. Андрущенко: — По поводу акций протеста, о которых вы рассказали. Как вы оцениваете их реальный результат?В.Бузаев: — Собственно говоря, вы получите пресс-релиз. Установка нашей партии имеется даже в программе: “организация ненасильственных акций протеста”, но с учетом того, что избирательное право в Латвии далеко не всеобщее. Мы всегда добивались каких-либо результатов только комплексным подходом. Это грамотная работа в парламенте, это апелляция к Западу, это использование судебной машины и различных акций протеста. Фактически в 1992 году, например, был водораздел, когда подавляющее большинство русскоязычного населения должно было оказаться в своей стране иностранцами с видом на жительство, как тот же самый Казаков, о котором уже упоминалось здесь. В любой момент могли быть выдворены из страны. Комплексное применение всего этого компота, о котором я рассказывал, привело к тому, что большинство русскоязычных жителей страны, а именно 52 %, имеют фиолетовый паспорт негражданина Латвии. Я условно называю этот статус “недогражданин”. Потому что права гражданина в значительной степени распространяются. Его не так-то просто выдворить из страны, и он пользуется правовой защитой в консульствах Латвии за рубежом. Он имеет право работать в ряде государственных учреждений. 64 запрета существуют, правда. Он не может только голосовать ни на каких выборах. Это один из результатов того комплексного подхода! Что касается образования, то 60 на 40 — это тоже не подарок судьбы! Ко втором чтению поправок к законопроекту было 90 на 10, то есть практически полная ликвидация среднего образования на русском языке. И именно это побудило 20 тысяч школьников объявиться вначале возле парламента, а потом возле Президентского дворца. И именно в этой обстановке ушло в отставку предыдущее правительство! И именно за это до сих пор рассматриваются административные дела. Судебная машина медленно работает. Но мы заслуженно гордимся тем, что у нас это получилось! Радио «Голос России»: — Российское иновещание. Не могу понять, почему мы постоянно говорим «национальное меньшинство» и при этом говорим цифры 54%, 52 %, 22 %. Это не национальное меньшинство, это равноправные граждане! А мы этим самым снижаем статус общины.В.Бузаев: — Могу пояснить, этот вопрос дискутируется между нами и в Латвии! При этом я очень часто получаю массу упреков от своих более воинственно настроенных партнеров. Вопрос о том, что такое русский народ после 1991 года — то ли это разделенная нация и что такое сама Россия – “государство крови” или “государство почвы”? Что такое русские в Латвии? Это чрезвычайно сложные философские вопросы, на которые нет однозначного ответа! Но когда мы объявляем себя национальным меньшинством (а при этом объявляем себя лингвистическим меньшинством, включая и тех жителей Латвии, для которых русский язык является родным), мы добиваемся выполнения тех стандартов минимальных для национальных меньшинств, которые в Европе уже существуют, а в Латвии пока еще не привились. Вот это совершенно очевидный тактический ход. Мы разговариваем с Европой на понятном ей языке.Н.Андрущенко: — А если просто договориться о дефиниции понятий — не по философии, а по арифметике! Больше половины, например?В.Бузаев: — В действительности сейчас русскоговорящих порядка 44 %. Этот процент все время уменьшается, несмотря на то, что эмиграция уже прекратилась.На самом деле темпы естественной убыли нелатышей вдвое превышают темпы естественной убыли латышей, чего никогда не наблюдалось до 1991 года — как по рождаемости, так и по смертности. И примерно 37 % являются этническими русскими по паспорту. «Парламентская газета»: — Если абстрагироваться от политического аспекта этой проблемы, как вы считаете, нужна ли вообще эта реформа образования? Если да, то в первую очередь что надо там менять?В.Бузаев: — Эта реформа образования абсолютно не нужна! Это целенаправленная государственная политика для того, чтобы ассимилировать того, кого можно ассимилировать, и выдавить из страны тех, кто ассимилироваться не желает! Это мнение партии по отношению к этой реформе. Я могу сказать, что мы предложили альтернативы — и как партия, и как парламентарии, и как куст общественных организаций — альтернатива чрезвычайно простая. Разумеется, мы понимаем и очень ценим латышей, их трепетное отношение к своему родному языку. Для нации чрезвычайно малочисленной, язык которой не мог конкурировать с русским языком во времена Советского Союза, это беспокойство понятно. Наши предложения просты как мир! В полтора раза увеличить количество часов, преподаваемых на латышском языке, устроить за счет государственного бюджета массовую сеть бесплатных или курсов со скидкой для взрослых, но благополучно оставить все остальные предметы, может, за исключением узкого и не расширяемого круга, специально относящегося к Латвии, и оставить только на латышском языке. Более того, эта модель была распространена в первой Латвийской Республике до 1940 года. Целенаправленно нам не дают нормально изучать латышский язык в школах! Это требование неоднократно озвучено: в полтора раза увеличить! У меня есть две дочери. Одна закончила в 1996 году школу еще до всех этих реформ и заморочек. Она совершенно спокойно окончила медучилище на латышском языке и учится в том же университете, где учился и я, на латышском языке. И никакой реформы ей абсолютно не нужно. Что же касается учеников очень слабых, то эта реформа их просто угробит и просто отнимет у них путь ко всякому образованию. Это не нужно ни сильным, ни слабым, это нужно только для того, чтобы поставить нас на место. Интерфакс: — Какие сейчас предпринимаются действия в Европейском суде и международных организациях, чтобы это положение поменялось?В.Бузаев: — Несмотря на то, что Латвия для меня родная страна, я не считаю ее пупом земли и не считаю, что все должны бежать к нам на помощь и нас спасать. Никакие действия не предпринимаются! Недавний демарш в России, за что мы весьма благодарны, (это было 10 сентября), заставил европейские структуры зашевелиться. Видимо, к нам приедет комиссар по правам человека еще раз. Я с ним встречался во время предыдущего визита. Утечка графика его пребывания через Сейм позволила организовать ему достойную встречу! Но как приехал он, так и уехал. Е Сейчас штаб защиты русских школ планирует серию поездок в Страсбург. Боюсь, после моих слов начнут на границе очень прилежно обыскивать. Там существует программа воздействия на европейских парламентариев. И как всегда катастрофически не хватает финансового обоснования. Но мы работаем в этом плане.Н.Андрущенко: — Вы живете в Риге в пяти минутах ходьбы от улицы Дудаева. Как русскоязычное население после Беслана относится к тому, что в столице государства есть такая улица?В.Бузаев: — В России, к сожалению, происходит много и чрезвычайно часто различных катастроф. Разумеется, посольство России в Латвии после событий в Беслане было буквально запружено посетителями, желающими выразить свою солидарность с Россией во время происходящего. Последний раз мы пытались отменить название улицы во время террористического акта в Нью-Йорке осенью 2001 года. К сожалению, у нас нет контрольного пакета в рижской Думе, которая принимает это решение. Но зато есть “группа поддержки Чечни” в моем родном парламенте! Поэтому сейчас очередное требование: мы и в пикеты там выходили, и задержаны были по этому поводу. Нам это, конечно, не нравится. Опрос жителей улицы Дудаева показывает, что 90 % этих жителей тоже название не нравится, остальные затрудняются ответить. «Парламентская газета»: — Школьная реформа в Латвии встречает серьезное противодействие в первую очередь со стороны русскоязычного населения. Правительство идет на переговоры со штабом защиты русских школ?В.Бузаев: — На съезде защитников русских школ были представлены практически все из 150 русских школ страны. И представлены были практически все что-либо значащие русскоязычные общественные организации. Была выбрана переговорная группа из “13 апостолов”, в которую вхожу и я. Съезд был в марте, я поставил крестики вокруг фамилий членов переговорной группы, которые имеют административные дела и которые вызывались в полицию безопасности. Получилось четыре пятых. И в этом плане диалог идет полным ходом. Казаков, кстати, тоже член переговорной группы. Он теперь с вами. Были закрытые переговоры председателя фракции Якова Плинера (который должен был ехать на эту пресс-конференцию), и меня с Министром образования буквально за сутки до массовой и очень удачной забастовки, из-за которой я до сих пор не могу закончить суд по своему административному делу. Это были часовые переговоры. Мы внушали министру способ, каким образом можно прикрыть реформу, не потеряв собственного лица. Такого рода контакты имеются, но не более того.Н.Андрущенко: — Россия достаточно прикладывает усилий для того, чтобы права русскоязычных граждан Латвии восторжествовали? Можно ли ввести экономические санкции со стороны России в ответ на действия правительства Латвии?В.Бузаев: — Собственно говоря, я родился и только полтора месяца прожил в вашей славной стране, когда она была еще Советским Союзом. Россия для меня не чужая, у нее очень много проблем. Мы с болью смотрим и с радостью, когда они решаются. Наступательные отношения России по отношению к проблемам соотечественников в ближнем зарубежье не являются чем-то экстраординарным. Есть Германия, Израиль, у которых большие диаспоры за пределами стран. Они ведут себя достаточно жестко, если права их соотечественников нарушаются. Это все в рамках международного права. Мы ценим усилия России и с интересом следим за тем, что в России существует несколько дипломатий совершенно различных ветвей власти, которые между собой как бы никоим образом не связаны.Н.Андрущенко: — В России?В.Бузаев: — Конечно.Н.Андрущенко: — А мне казалось, что у нас одна власть из всех трех состоящая.В.Бузаев: — По крайней мере, они к нам такие многоликие “приходят”, что мы тут в провинции путаемся, кто из них действительно выражает интересы государства! А что касается экономических санкций, на эту тему очень много дискутировалось и в русской диаспоре отношение к этому неоднозначное. Скажем, подход Дмитрия Олеговича Рогозина, который был недавно озвучен. В принципе, очень различные латвийские партии, которые проводят эту реформу, имеют значительные бизнес-интересы в России. И, если вопрос с вашими олигархами решался достаточно жестко в совсем недавнее время, то такие же методы решения вопроса с нашими латвийскими олигархами на российской территории, на мой взгляд, были бы гораздо более эффективней экономических санкций, направленных непосредственно против страны. РИА-Новости: — Внутри страны планируются ли продолжения забастовок, будут ли они возобновляться?В.Бузаев: — В данный момент у нас на удивление совпали взгляды со мнением правительства. После того, как забастовка не получила должного размаха и появилась даже возможность для преследования ее участников (о чем в пресс-релизе имеется документ), мы, штаб защиты русских школ, официально заявили о том, что дети должны возвращаться в школы, и приступили к этапу “неправильного поведения на уроках”, где по закону должно преподаваться все на латышском языке. То есть дети вдруг начинают его не понимать, задавать вопросы по-русски, писать на русском языке домашние задания. И мы с удивлением узнали, что существует негласная инструкция Министерства образования и науки делать то же самое. Но это очень временно. До тех пор, пока они боятся, что забастовочный период вернется обратно, это будет продолжаться так; потом пойдет чистка среди учительского корпуса, среди тех, кто не может полноценно преподавать на не родном языке. А это подавляющее большинство. Потом будут закручиваться гайки. То есть мы готовы в любой момент, сейчас мы снова восстанавливаем связи со школами и готовы перейти к обычному формату наших акций на улицах.Н.Андрущенко: — Вы говорите, что учителя будут не готовы. То есть большинство учителей русских школ недостаточно хорошо владеют латышским языком?В.Бузаев: — Есть громадная разница между тем, чтобы свободно общаться со своими соседями в быту и тем, чтобы получать знания на родном языке и чтобы на этом языке преподавать. Это уже квалификация знания языка чрезвычайно высокая. И на это способна, если это не родной язык, ничтожно малая часть людей. Как, например, наш Президент.Н.Андрущенко: — Вы с гордостью сказали о том, что ваш президент владеет латышскимязыком и говорит на нем без акцента. Более того, ее портрет вы сейчас держите. И в то же время очень приятно, что в вас нет этой оголтелости, хотя вы боритесь за правое дело.В.Бузаев: — Этими наклейками украшены все школы в Риге. Их почему-то постоянно срывают. Там цитата Президента, которую она огласила 31 августа, накануне ожидаемых массовых беспорядков. О том, что если вы будете говорить по-русски на этих латышских уроках, вас никто не тронет, вам все объяснят, живите спокойно! Так мы пропагандируем идею Президента нашей страны, правда, полуподпольными методами. А вообще, с точки зрения школьной реформы, Президент гораздо более мягкую позицию заняла по сравнению с парламентом. И мы попытались использовать ее. После того, как она не вернула законопроект на доработку в феврале, несмотря на массовую демонстрацию школьников перед ее дворцом, она тем не менее написала письмо спикеру парламента и тогдашнему премьеру с просьбой незамедлительно открыть закон и ликвидировать там ряд недоработок, не отвечающих международным нормам напрямую и выкручивающим школам руки. Мы честно один к одному переписали все эти президентские рекомендации и, не дождавшись реакции премьера и спикера, внесли как законопроект накануне апрельской забастовки. Оппоненты заявили, что мы — “рука Москвы”, что мы готовы залить Латвию кровью(!) Но тем не менее в этом отношении Президент страны оказалась на высоте по сравнению с другими ветвями власти.Н.Андрущенко: — Спасибо большое за то, что были у нас. Даже не знаю, чего пожелать -борьбы удачной, которая…В.Бузаев: — Победы здравого смысла! Это будет победа не “отдельных экстремистов” и даже не русской общины Латвии, это будет победа государства в целом. Мы очень далеко продвинемся вперед, если мы прекратим такие односторонние эксперименты над детьми почти половины населения страны!Н.Андрущенко: — Конечно, тем более, что нам очень важен и нужен такой добропорядочный процветающий сосед, как государство Латвия!27 сентября 2004 г. Пресс-центр «КП»