Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтСегодня в министерстве образования состоялась пресс-конференция рабочей группы МОН-ЛАШОР по вопросам образования в школах нацменьшинств. МОН представляли Ю.Анцупов и Э.Папуле, ЛАШОР – И.Пименов и О.Исакова. Прессе пришлось прождать начала назначенной на 12 пресс-конференции около 20 минут, все это время группа продолжала свое начатое в 9 утра заседание. Первым прозвучало выступление г-на Анцупова, затем слово взяла г-жа Исакова, а после нее г-н Пименов. В течение примерно получаса ведущие попеременно брали слово, добавляя то, что, по их мнению, было недосказано другими. Впрочем, много нового не сообщили. Г-н Анцупов выразил восхищение скоростью, с которой договаривающимся сторонам удалось прийти к согласию по обсуждаемому вопросу. Предметом же обсуждения является программа образования в основной школе нацменьшинств, разработанная ЛАШОР 4 года назад и тогда же одобренная МОН. По мнению г-на Анцупова, программа очень близко соответствует действующим в настоящее время в Латвии стандартам образования, и для того, чтобы запустить ее в школах, необходимо будет лишь разработать или адаптировать ряд инструкций. Этой работой группа и планирует заниматься в течение ближайшего полугода. Также была (весьма невнятно) выражена мысль о том, что сотрудничество по данному вопросу является наглядным примером конструктивного диалога общественной организации с властями.Г-н Пименов подчеркнул, что рабочая группа в данный момент не обсуждает вопрос о реформе средней школы, и ЛАШОР никакого диалога с МОН по этой теме не ведет. Он также указал на неизменность позиции ЛАШОР, по-прежнему отстаивающей право нацменьшинств на образование преимущественно на родном языке. Вместе с тем было сказано, что идея моратория на реформу средней школы вызывает столь сильное противодействие у латышских избирателей, что настаивать на его введении в данный момент нецелесообразно, а следует добиваться расширения прав школьных администраций определять содержание учебных программ, в том числе, язык обучения. Впрочем, тут же г-н Пименов отметил, что преподавание преимущественно на родном языке не укладывается в рамки действующего законодательства, но не предложил никакого механизма для преодоления этого противоречия в рамках тактики ЛАШОР. Было также упомянуто, что на совещаниях группы поднимался вопрос о подготовке преподавательских кадров для меньшинственных школ, которая в нестоящее время латвийскими ВУЗами не ведется, но никакого решения предложено не было.После этого перешли к вопросам журналистов. Игорь Ватолин, «Час»: Вопрос г-же Папуле, проводилась ли экспертная оценка программы ЛАШОР?На вопрос по очереди отвечали практически все участники, хотя ответ был очень прост: было получено устное заключение г-на Алиева и письменное – г-жи Рогалевой. Содержание заключений оглашено не было.Элина Чуянова, «Час»: Программа, о которой идет речь, была разработана 4 года назад, почему именно сейчас ей придается такое значение?Честно говоря, внятного ответа на вопрос не последовало, вместо этого мы услышали очередную длинную серию рассуждений о важности диалога.Представительница латышской прессы, не назвалась: я так и не поняла, в чем же, собственно состоит разница между действующими программами и той, что предложена ЛАШОР, что я могу рассказать своим читателям?Ответ(ы): программа вводит несколько новых предметов и объединяет ряд предметов в группы. О конкретном содержании программы говорить слишком долго, желающие могут взять материалы и ознакомиться.И все же, назовите хотя бы один новый предмет?Ну, например «Я и моя страна». Он будет входить в блок предметов «Леттоника». Кроме того, будет блок «Этника», ориентированный на изучение культуры этнической родины.Практически внятного ответа на вопрос дано не было и журналисты начали тихо расползаться. Некоторые, впрочем, задержались подольше.Юлия Александрова, «ВС»: везде анонсировалось, что группа будет заниматься проблемой реформы-2004, сейчас же мы слышим исключительно об основной школе.О.Исакова: мы никогда не говорили, что собираемся обсуждать эту проблему. Это интерпретация «ВС», так что задайте этот вопрос самим себе.Дмитрий Катемиров, ШЗРШ: два вопроса. Первый, правильно ли я понял, что Вы собрали прессу, чтобы сообщить о том, что программа обучения в основной школе, разработанная 4 года назад ЛАШОР, практически полностью соответствует действующим стандартам образования, и осталось сделать совсем чуть-чуть для того, чтобы начать внедрять ее в школах? Второе, является ли для МОН и ЛАШОР в настоящий момент внедрение еще одной программы в основной школе более приоритетной задачей, чем проблема реформы образования в средней школе?О.Исакова: нельзя говорить, что осталось сделать чуть-чуть, это огромная работа и мы начали ее делать.Ю.Анцупов: Очень важно вести диалог, кто-то хочет это делать, а кто-то не хочет. Мы говорим с теми, кто хочет.И.Пименов: Да, только так можно решать вопросы, митинги ничего не дадут, нужно встречаться и обсуждать проблемы, вот этим мы и занимаемся.После еще нескольких прочувствованных высказываний в том же роде пресс-конференция завершилась. Зачем собирали? Я лично ничего нового для себя не выяснил.04 июля 2004Дмитрий Катемиров