Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтВчера на второе заседание собралась рабочая группа МОН «для обсуждения и конструктивной оценки предложений ЛАШОР по совершенствованию программ основной и средней школы национальных меньшинств» (из распоряжения министра образования Юриса Радзевича).Ранее оргкомитет Объединенного конгресса русской языковой общины Латвии выступил с заявлением, где попытка МОН начать диалог с представителями родительской ассоциации расценивается как «попытка сбить накал протеста» против реформы-2004 за полтора месяца до ее введения. Своим видением назначения и перспективы деятельности рабочей группы МОН — ЛАШОР с «Часом» поделилась зампред правления ЛАШОР, директор частной гимназии «Максима» Ольга Исакова. — В комментариях для СМИ представители МОН и руководство ЛАШОР говорят о прорыве, начале принципиально нового этапа в межобщинном диалоге. Как ЛАШОР удается совмещать участие в протестных акциях штаба с членством в рабочей группе МОН? — Да, мы сели с МОН за один стол профессионального обсуждения проблематики образования в школах нацменьшинств, касающейся основной школы. Результатом второй встречи стало согласование основных принципов образования в школе национальных меньшинств Латвии: воспитание патриотизма, высокий уровень преподавания латышского, обеспечение качества преподавания на родном языке и мультикультурный подход. К обоюдному удивлению представителей МОН и лашоровцев наши подходы оказались практически идентичными. Следующий этап работы — на следующей встрече 4 августа продемонстрировать, насколько эти принципы отражены в концепции ЛАШОР. При этом мы исходим из того, что действующий закон об образовании позволяет разработать концепцию сохранения обучения на родном языке в основной школе, альтернативную четырем моделям МОН. Это существенно расширит возможности выбора для школ и родителей. Есть у нас наработки и по концепции средней школы, которые совершенно не вписываются в прокрустово ложе действующего законодательства. Таким образом, ЛАШОР не отказывается от своих принципов непринятия дискриминационной пропорции 60:40 и продолжает участвовать в акциях ненасильственного сопротивления реформе. С другой стороны, в нашей работе мы используем и другие методы — с учетом наработанного за 8 лет деятельности организации. Я не вижу здесь никаких противоречий — это две стороны одной медали. — Четыре года программы ЛАШОР пребывали в немилости, и вдруг МОН решил дать им зеленый свет… — Министерство оказалось загнано в угол и сейчас ищет выход, готово исправить ошибку четырехлетней давности. Появление на улицах десятков тысяч детей кого угодно заставит задуматься. В сложившейся ситуации появляется шанс для работы профессионалов. Ведь до сих пор образование рассматривалось лишь в одной плоскости — политической. Причем государство неизменно диктовало правила игры. Чуть ли не впервые у государства возникает потребность в партнере по осуществлению политики в области образования — обществе. Одна из задач группы МОН — ЛАШОР — отработать механизм этого взаимодействия. Другая задача — повысить престиж профессионалов в области образования. А то у нас как только начинаешь заниматься профессиональной деятельностью, как сразу попадаешь в поле зрения политиков. Хочется им крикнуть: «Отойдите! Дайте шанс обществу и профессионалам». Совместное письмо русской и латышской интеллигенции показывает, что латышская общественность не монолитна в подходе к этой теме. Если сегодня не воспользоваться эти шансом, то попадем в еще больший тупик. — Не может ли получиться так, что после 1 сентября ваша рабочая группа окажется ненужной? — Я очень надеюсь на долгосрочность этого проекта. Хотя, ясное дело, никто никому гарантий дать не может. Я допускаю, что кто-то может пытаться нами играть, но и мы можем играть свою игру, добиваться собственных целей. — Более месяца назад правление ЛАШОР приняло решение рассмотреть вопрос о членстве в структурах, поддерживающих реформу-2004. Когда и как он будет решаться? — Организация неоднократно обсуждала вопрос о членстве в Консультативном совете при МОН и Консультативном совещании в Рижской думе. Пока остается возможность проводить собственную линию в этих структурах, они для нас остаются полем действия. Так, на думском совещании нами был инициирован проект «Латышский язык на уроках латышского», в рамках которого будем анализировать итоги централизованного экзамена по латышскому в 9 классе школ нацменьшинств. Это позволит выяснить готовность будущих десяти- классников к освоению предметов на латышском языке. Это тоже профессиональная работа!