Зарабатываем по-белорусски, платим за ЖКХ по-европейски

Чиновники и официальные масс-медиа, выполняя президентскую волю, заверяют,
будто население платит только 20% от полной стоимости коммунальных услуг. Но
есть факты, которые это опровергают.

Справедливость, которая дорого стоит

Обычно социальная справедливость ассоциируется с какими-то льготами, пусть не
для всех, но хотя бы для наиболее уязвимых слоев населения. В Беларуси теперь
все чаще справедливость означает понижение уровня жизни – для всех. С 1 февраля
вводится новая система оплаты коммунальных услуг. Правительство обещает, что
будет соблюдаться дифференцированный подход, но что это означает конкретно?
Декларируются благие цели – научить граждан бережливости и экономности, а
заставить платить больше тех, кто имеет больше расходов на содержание бытовых
приборов (холодильников, телевизоров и так далее), а, значит, имеет и больше
доходов. Однако, это все слова. Как показывают цифры, на самом деле установлен
такой минимальный порог непревышения расхода газа и электричества, который
нельзя не превысить даже самым деклассированным элементам.

Так, граждане, которые не превышают потребление электроэнергии в 250 кВт/ч.,
будут платить по старой схеме. Те, кто превышает этот порог, но укладывается до
400 кВт/ч. – будут платить по схеме повышающего коэффициента в 1,3. Те же, кто
превысит и этого порог, будут полностью возмещать затраты. Чиновники полагают,
что до сих пор белорусы платили не полную стоимость коммунальных услуг. Но что
значит полная стоимость, когда по старым расчетам за коммунальные услуги многим
по жировкам приходится платить до 50 долларов в месяц?! При этом правительство
не скрывает своих планов к 2016 году ввести для всех категорий граждан, для
любой нормы потребления услуг – полную, то есть 100% оплату услуг ЖКХ. При этом
никто не знает, что значит 100% оплата в устах чиновников, то есть, какую сумму
придется за эти мифические 100% выкладывать?

Жить в Беларуси может быть интересно, но в Европе — дешевле

Большинство населения, как показывают опросы, против введения такой
«справедливой» системы оплаты газо- и электропотребления. Особенно циничным
выглядят ссылки чиновников на цены за ЖКХ в западных странах. Ведь белорусы не
имеют доходов, которые имеют люди в европейских странах. В Европе средняя
месячная заработная плата составляет от 3000 до 5000 долларов. При этом, услуги
за ЖКХ у них всего лишь в 2,5 раза больше, нежели в Беларуси. В среднем они
составляют около 100 долларов в месяц, а не 1000 долларов, как говорят
белорусские чиновники, полагая, будто люди у нас в стране дураки, не способные
самостоятельно добывать и перерабатывать информацию (хотя бы с помощью
переключения кнопок на дистанционном пульте от телевизора), выезжать за рубеж и
проводить нехитрый сравнительный анализ.

Получается, что к 2016 году все белорусы будут платить за ЖКХ столько же,
сколько платят европейцы, а зарабатывать будут по-прежнему мизер. И это при
том, что в Европу тот же газ поступает по мировым ценам из России, в то время,
как белорусы его получают по льготной цене. Не получается ли, что «Лукашенко &
Co.» будут просто-напросто наживаться на разнице между рыночной и льготной
ценой за энергонасители – за счет полной (то есть опять же произвольно
установленной ими самими) оплаты коммунальных услуг населением. То есть – за
счет тех же, например, нищих пенсионеров!

Напомним, что данная схема уже отработана белорусской политической властью.
Речь идет о искусственно завышенной цене на дизельное топливо, которое только в
Беларуси – и нигде больше в мире – стоит дороже бензина! Спрашивается, как
может дизельное топливо, которое производится из отходного материала,
получаемого в результате перегонки нефти в бензин, стоить дороже, нежели тот
продукт, в процессе производства которого он и остается в качестве отходов?! То
есть, дороже самого бензина? А суть в том, что Лукашенко завысил цену на дизель
и за счет получаемой разницы, неплохо зарабатывает, в то время как Россия – не
Лукашенко и его клану, а народу Беларуси поставляет энергоносители по льготным
ценам.

Но если возвратиться к Европе, то, что вообще в Европе дороже, чем у нас?
Ничего! Действительно, только ЖКХ. Пока лишь ЖКХ. Скоро мы их и в этом догоним.
А вот в остальном останемся позади, то есть – уже во всем. Одежда и продукты у
них дешевле. Белорусы регулярно ездят за одеждой, а заодно и за продуктами
питания в Литву или Польшу. Бытовая техника и стройматериалы в Европе также
дешевле. Снять однокомнатную квартиру даже в США, не говоря о Европе (например,
в Лос-Анджелесе), стоит уже столько же, сколько и в Минске – можно уложиться в
500 долларов. Беларусь вообще станет в скором времени самой дорогой страной в
Европе.

Политическая цена вопроса

Очевидно, что повышать тарифы для итак бедного населения – не прибавит
бонусов к политическому весу нынешней власти. Поэтому переход на 100% оплату
стоимости услуг планируется в Беларуси аккурат после очередных президентских
выборов. Неужели власть полагает, что после того, как в очередной раз ей
удастся узурпировать власть и предпринять очередную меру к обеднению населения,
люди снова промолчат и проглотят это унижение? Ведь если рассуждать здраво, то
повышение услуг должно быть напрямую связано с повышение уровня жизни граждан.
Однако, ситуация складывается таким образом, что в ни в ближайшей, ни в
долгосрочной перспективе, не видно выхода из экономического тупика, в который
загоняет страну нынешнее ее руководство. Некоторые эксперты полагают, что после
введения полной оплаты коммунальных услуг, государство все-таки введет адресное
субсидирование расходов на эти услуги для некоторых слоев населения. То есть
будет оказывать помощь по оплате для тех, кто сам оплатить не в состоянии.

Но не окажется ли, что оказывать адресную помощь придется поголовно всем? Или
хотя бы подавляющему большинству тех же пенсионеров? В этой связи
представляется довольно циничным рассуждение главы государства на
пресс-конференции для отечественных и зарубежных СМИ 15 января о том, что
поскольку денег в стране мало, а пенсионеров становится все больше, то придется
увеличивать пенсионный возраст. Так что, не столкнемся ли мы к 2016 году с
ситуацией, когда будет введена 100% оплата за услуги ЖКХ и одновременно будет
повышен порог пенсионного возраста? И оказывать адресную помощь будет и особо
некому. Вот и проявит свою подлинную сущность лицо «социально ориентированного
государства». Люди уже достаточно долго терпят политическую «нищету» своего
государства, но что касается экономической нищеты, то она, вполне вероятно,
может оказаться последней каплей, которая переполнит чашу толерантной
избыточности пресловутого белорусского характера.

Президент делает все возможное для…кого?

Президент постоянно говорит о собственных заслугах в экономике, о том, что ОН
обеспечивает людей зарплатами и пенсиями. Почему же он не говорит о том, что
результатом его мудрого управления в течение последних 18 лет стало наращивание
внешнего государственного долга с 0 долларов до 34 миллиардов долларов?! Почему
не признается в том, что результатом его политики стало повышение услуг на ЖКХ
на все 100% (в скором времени), тогда как перед каждыми очередными выборами он
обещает ровно противоположное? Если так все хорошо в стране, почему же люди
живут все хуже? Почему по независимым опросам более 45% граждан всех социальных
категорий хотели бы навсегда покинуть Беларусь? Почему 80% всех студентов
хотели бы покинуть Беларусь?

Люди в Беларуси такие же люди, как и в любом другом уголке земного шара. И
способны зарабатывать деньги своими руками, им нужно только одно – чтобы им не
мешали работать и зарабатывать такие управленцы как Лукашенко. Но «управленцы»
упорно продолжают делать свое дело. Так, с января 2013 года вновь государство
предприняло шаги по ущемлению прав и возможностей для развития малого и
среднего бизнеса. Созданы «черные» списки так называемых «лжепредпринимателей».
Любой бизнесмен теперь может попасть в этот список, что дает право налоговым
органам подвергать уголовному наказанию частных субъектов хозяйствования и их
владельцев — без суда и следствия.

Речь идет о президентском указе № 488 «О некоторых мерах по предупреждению
незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», вступившем в силу 1 января
2013 года. Суть его в том, что внесение сведений в него осуществляется в
административном, то есть во внесудебном порядке, что создаст огромные
трудности для бизнесменов. На субъекты хозяйствования возлагается обязанность
проводить предварительную проверку своих партнеров по всем сделкам. Указ по
сути дела дает право налоговикам во внесудебном порядке признавать сделки
недействительными, поэтому речь идет о привлечении к ответственности, причем
без решения суда и на основании одних только подозрений, то есть – предвзято.

Иван Снегирев

| Тэги: зарплата , тарифы ЖКХ
, коммунальные услуги