Владимир Семашко, вице-премьер Беларуси, выступил с инициативой
реструктурировать компании, в которых государство имеет контрольный пакет
акций, в холдинги – даже против желания акционеров. При этом он оговорился, что
заставлять надо «именем революции». А может и не оговорился…
У вице-премьера речь шла о создании холдингов на базе обувных компаний «Луч»,
«Белвест» и «Марко». С двумя последними предприятиями все вышло более-менее
просто. А вот «Луч» оказал сопротивление. Конечно, обувной бизнес, не смотря на
динамику курсов валют в Беларуси
, не имеет миллиардных оборотов как «Беларуськалий» или Новополоцкий
нефтеперерабатывающий завод. Если бы речь шла о таких крупных деньгах, то
вопрос бы закрыли и очень быстро. Скорее всего – за кабинетными дверями. В
случае же с «Лучом», можно немного и поэкспериментировать, показать свою
демократичность, дать всем высказаться и даже показать это по телевидению. И
потом все эти «демократические» наработки применить на будущее, в подобных
ситуациях.
Естественно, что чиновникам, которые имеют большую часть контрольного пакета
акций во всех холдингах, выгодно заниматься подобной реструктуризацией. Первые
годы после создания холдинга, компании получают выгодные кредиты,
государственные дотации. Чиновникам, которые просто «пристроены» к такому
холдингу, также выгодно – они получают дивиденды не только от зарплаты, но
через номенклатурные связи получают доступ к выгодному приобретению акций
холдинга. Но, как показывает подобный опыт, данная реструктуризация ни к чему
хорошему не приводит с точки зрения повышения производительности и что еще
более важно – продаж, то есть в итоге – рентабельности самого производства.
Холдинг существует, чиновники эксплуатируют активы, граждане покупают
белорусскую обувь по цене добротной польской – вот такое положение дел.
Новости по теме:
* Россия выделит Беларуси кредит на $110 млн
* Александр Лукашенко проведет совещание по проблемам в сельском хозяйстве
* ОАО «Газпром» реализует в Беларуси собственную программу импортозамещения
Часто за желанием государства создавать холдинги стоят интересы конкретных
предпринимателей. Некоторые из них хотят уничтожить своих конкурентов, либо
увеличить их расходы, либо заставить работать на себя. В случае с обувным
бизнесом дело обстоит именно последним образом. За созданием «Белорусской
кожевенно-обувной компании» стоят интересы конкретных людей, которые при этом
имеют отношение к вертикали власти если не напрямую, то косвенно. Каким образом
данная компания будет выдерживать конкуренцию с западными производителями, пока
остается неизвестным. В эпоху постиндустриальной экономики производство везде –
даже при создании автомобилей – стремится к бесконвейерному. Создаются малые
партии товаров, или даже создаются матрицы товаров с тем, чтобы
заинтересованный покупатель делал заказ на конкретное их количество. При этом,
сами производства стремятся не к укрупнениям, а к дроблению. Чем меньше
компания, тем эффективнее менеджмент, острее чувство рыночной конъюнктуры и
значит выше качество производимых товаров/услуг и соответствующий уровень
продаж.
Решение по ликвидации всех обувных компаний через холдинг – это не желание
сделать белорусскую обувь конкурентноспособной. Чиновники никогда не
интересовались подобной «ерундой». Они никогда не смотрели на свое дело –
вообще любое – в долгосрочной перспективе. Сейчас их выгода в том, чтобы
уничтожить частный обувной бизнес в стране, и получить множество дотаций и
преференций от государства в первые лет шесть – на поддержание холдинга.
Большего им не надо. За это время они смогут заработать на достойную старость.
А то, что белорусскую обувь никто не будет покупать через эти шесть лет – их не
интересует. Выход будет один – уничтожить уже торговых, а не производящих,
конкурентов. Но это уже путь Северной Кореи.
Дмитрий Василевский
Новости <>
| Тэги: реструктуризация
национализация