Утилизационный сбор опустошит карманы белорусских автолюбителей

Как известно, в Российской Федерации с 1 сентября 2012 года стал действовать
утилизационный сбор, как на новые, так и на подержанные авто. Такая мера
обусловлена вхождением России в ВТО и соответственно стремлением компенсировать
снижение таможенных пошлин на ввозимые автомобили. Беларусь также готовится к
введению подобного сбора.

Чьи интересы мы защищаем?

Цель России в введении сбора вполне ясна. Это защита своего автопрома, а
также тех сборочных производств иномарок, которое имеет место на российской
территории. Однако, инициатива по введению утилизационного сбора (УС) была
поддержана правительствами стран-участниц Таможенного союза, то есть и
Беларусью. При этом остаются неясными сроки введения сбора у нас. Планируется
внесение изменений в нормативные и законодательные акты, все это займет
определенное время. Но ясно, что до конца 2012 года УС введен в Беларуси не
будет. Это обусловлено и тем, что ни Казахстан, ни Беларусь – как участницы
Таможенного союза – до сих пор не договорились о том, будет ли изменение
законодательств под этот сбор осуществлен на уровне национальных
законопроектов, либо на уровне Единого Экономического Пространства.

Можно предположить, что УС является протекционистской мерой для поддержки
российских производителей, главным образом, «АвтоВАЗ», Ульяновского автозавода
и Горьковского. Тем не менее, очевидно, польза для этих производителей будет
только краткосрочной. Их ценовая конкурентоспособность возрастет, но дальше
встает большой вопрос: воспользуются ли российские автопромышленники своим
преимуществом или просто-напросто взвинтят цену на, если говорить правду, очень
некачественные автомобили (сравнительно с привычными западными брендами)? В
таком случае, российское законодательство окажет медвежью услугу своим
производителям. Вспомним, что уже существовавшие до вступления России в ВТО
преференции в виде высоких таможенных пошлин – должного эффекта не дали.
Поэтому сомнительным представляется и данная протекционистская затея.

Если взять для примера Соединенные Штаты Америки, то у правительства страны в
свое время также было искушение закрыть национальный рынок для импорта
иномарок. Тем не менее, оно не поддалось соблазну. И в настоящий момент мы
видим, что, несмотря на наибольшую популярность там бренда «Тайота», тем не
менее, американские автомобильные бренды пользуются немалым спросом, и не
только в США, но и во всем мире. Мало того, все крупные американские
автопроизводители не закрылись и не разорились. Поэтому, при введении
утилизационного сбора в первую очередь должна преследоваться только одна цель –
экологическая безопасность государства. Если сюда примешиваются еще какие-то
цели, то это больше похоже на грабеж собственного народа, поскольку заявленная
Путиным первоначальная цена УС просто гигантская и в иных случаях может быть
эквивалентной стоимости самого утилизируемого авто.

Новости по теме:

* Российские власти с 20 октября ограничила импорт овощей и фруктов из
Беларуси

* Россельхознадзор не пустил в Калининград 40 тонн картофеля и лука из
Беларуси

* Белорусские власти планируют в 2015 году импортировать 2,5 млрд кВ.ч
электроэнергии

Во сколько все это обойдется?

Возмущение автолюбителей вызвала разница между стоимостью утилизации одной
машины и крайней ценовой планкой УС, которую предложил Владимир Путин. Это
соответственно 50 долларов и 20 000 долларов. Разница необъяснимая с точки
зрения здравого смысла. Возникает ощущение, что государство хочет либо нажиться
на своих гражданах, либо каким-то топорным способом повысить и простимулировать
качество своего автопрома. Безусловно, что надо поддерживать экологические
стандарты, которые уже много лет существуют во всех цивилизованных странах, но
– не спекулировать на них. Если Россия введет этот УС, то среднестатистическому
россиянину, который ездит на автомобиле с объемом двигателя 2 литра придется
заплатить за УС примерно 5 000 долларов. Настолько же подорожают данные
автомобили при их покупке либо продаже.

Не секрет, сколько стоит УС в западных странах. Он составляет примерно 50-100
долларов. В свою очередь ряд экспертов предложило Министерству экономики
Беларуси сделать УС для наших граждан в размере не больше 100 евро. Из этой
суммы часть можно было бы направить на реальную утилизацию автомобиля, а часть
в экологические фонды. Беларусь как участница Единого Экономического
Пространства и так пошла на определенные уступки, в частности ввела таможенные
пошлины, которые опять-таки были в пользу российского производителя
автомобилей. Ведь в Республике Беларусь легковые автомобили не производятся, за
каким-то мизерным исключением. Но еще более абсурдным является то, что УС для
производимых в Беларуси грузовых машин и автобусов будет таким же, как и для
импортной техники. Кроме того, российская промышленность вряд ли готова
удовлетворить прогнозируемый спрос на автомобили в случае введения высокого УС.
Скорее всего, она выйдет из этого положения банальным увеличением цены на свой
товар и таким тривиальным способом попытается решить проблему спроса.

Разворот на Восток

Если УС будет введен по «примерке» Путина на всем пространстве Таможенного
союза, то для Беларуси это будет означать спад покупательской способности
автомобилей и как следствие повсеместное устаревание подавляющей части
автопарка. Кроме того, если перед введением таможенных пошлин, белорусы вывезли
из страны на Запад огромные капиталы для «резервной» закупки автомобилей, то
теперь возможен такой же вывоз капиталов на Восток, в Россию. Опять же Россия
оказывается в наибольшем выигрыше от такого законопроекта, а Беларусь
оказывается исключительно и только в проигрыше и довольно существенном.
Впрочем, этот разворот на Восток уже начался, как видно из статистики по ввозу
авто из Российской Федерации. Так что Россия уже начинает пожимать плоды от
навязанного Беларуси повышения растаможки автомобилей и пожнет их еще больше
после введения у нас УС.

На покупке авто завязано множество отраслей экономики, от экспертизы и
страхования до рекламы. Все это, помимо перемещения валюты, еще и перемещение
рабочих мест и налогов опять же – в российскую сторону. Впрочем, сомнительно,
что белорусы пересядут на российский автопром, скорее всего, они будут покупать
автомобили иностранных брендов, собираемые в России. Но, учитывая, что спрос
самих россиян на эти автомобили не удовлетворяется, сложно предположить, что
белорусам будет легко приобретать даже эти авто. Россия планирует в недалекой
перспективе довести количество машин до четырехсот на одну тысячу населения. То
есть приблизиться к западным стандартам.

Можно сказать пока однозначно только то, что в стране УС будет введен.
Остается неизвестным срок его вступления в силу и размер. Возможно, что в трех
странах Таможенного союза размер УС будет различный. Это особенно важно в виду
того, что Беларусь еще не вступила в ВТО, чтобы иметь какие-либо преимущества
от введения УС, как это обстоит с Россией, которая уже является членом
Всемирной Торговой Организации. Беларусь не прошла даже этап переговоров по
вступлению в ВТО. А имея в виду постоянную угрозу экономических санкций со
стороны Запада, выглядит весьма сомнительным ее членство в этой организации в
обозримом будущем. Кроме того, следует еще дождаться реакции самой ВТО на
действия России по введению УС. Вероятно, что российской стороне придется
корректировать свое законодательство по этому вопросу, поскольку оно явно
противоречит торговым правилам на внутреннем рынке.

Иван Снегирев
Новости <>
| Тэги: импорт , автомобилестроение
, утилизационный сбор