Появятся ли крупные торговые сети в регионах?

Жители малых населенных пунктов, как показывают соцопросы, давно хотели бы
видеть у себя пункты торговых сетей наподобие «Евроопт». Готовы ли сами
ретейлеры удовлетворить такого рода социальный заказ?

На этот и другие вопросы ответил на пресс-конференции сопредседатель
Ассоциации розничных сетей Андрей Зубков, которую организовала БелТа.

Торговые сети готовы идти в регионы

По мнению сопредседателя Ассоциации, в республике давно укрепилась
ретейлерская сеть, которая пользуется популярностью у населения. Это
современный уровень сервиса и общая дешевизна товаров, которая обеспечивается
совокупным доходом всей торговой сети.

Это, в свою очередь, позволяет крупным ретейлерам снижать себестоимость
каждого отдельного товара, в каком бы населенном пункте его представительство
не находилось. Помимо этого, быстрый оборот товара обеспечивает возможность
скидок на целый ряд товаров и наоборот: быстрая скупка дешевых товаров
населением дает возможность торговым сетям обновлять ассортимент без издержек
на их долгую реализацию.

«Местная же торговля удовлетворяет лишь базовые потребности населения по
более высоким ценам. Жители малых городов и деревень хотят видеть у себя
торговые объекты с более низкими ценами. Поэтому они очень хорошо осведомлены о
крупных игроках рынка и их ценовых преимуществах», — заявил Андрей Зубков.

Он отметил, что бизнес готов идти в регионы и малые города и строить там
торговые центры. Кроме этого, там, где возведение крупных строительных объектов
не оправдано, можно построить стационарные магазины. Это касается населенных
пукнтов, где численность жителей превышает пятьсот человек. Но даже деревни,
где есть хотя бы один житель, бизнес готов обслуживать развозной торговлей
автолавками.

Ретейлеры заморозили свои инвестиции для регионов на весь 2013 год

Однако, как заметил Андрей Зубков, государство не хочет, чтобы присутствие
торговых сетей на рынке превышало порог в 20%. Это должно быть в скором времени
закреплено в законе о торговле, в который должна быть включена норма об
установлении антимонопольного порога. При этом Зубков оценил положительный
эффект этого законопроекта для торгового климата в республике, однако выразил и
ряд недоумений.

«Не совсем понятно, насколько разработчики учли то, как будет работать данное
ограничение в малых городах. На мой взгляд, в законопроекте в этой части не
учтены важные моменты. Дело в том, что уже сегодня в ряде малых городов мы
открыли небольшие магазины с торговой площадью от 300 до 600 кв.м. Речь идет о
таких городах, как Житковичи, Кировск, Браслав, где всего с одним таким
торговым объектом «Евроопт» уже превышает 20-процентную долю на местном рынке.
А если он построит магазины еще и в поселках этих районов, а вдобавок пустит по
деревням автолавки, то его доля на рынке станет еще больше», — сказал
сопредседатель Ассоциации розничных сетей Андрей Зубков.

Иными словами, складывается неопределенная ситуация. И крупные игроки на
ретейлерском рынке в настоящий момент почти заморозили свои инвестиции в
регионы на 2013 год. Если же они будут вложены, то это гарантирует создание
почти 10 тысяч рабочих мест в регионах.

Зубков развеял опасения по поводу того, что конкуренция в розничной торговле
может исчезнуть благодаря усилению присутствия крупных торговых сетей на рынке.
По его мнению, «сегодня мы наблюдаем достаточно парадоксальную картину: в малых
городах в торговых объектах «Евроопта» стоят очереди, но в то же время в
остальных магазинах цены не уменьшаются. Конкуренты прекрасно понимают, что
«Евроопт», с одной стороны, не может сейчас построить еще один магазин, так как
выйдет за антимонопольный порог, а с другой стороны, не привлечет больше
покупателей, поскольку в его магазинах и так уже очереди. Это, естественно,
создает почву для спокойной жизни», — сказал Зубков.

Сопредседатель Ассоциации также назвал только «Евроопт» компанией, которая
работает в низком ценовом поле. Другие компании «могут спокойно существовать в
другом ценовом сегменте. В Беларуси ценовая конкуренция в качестве раздражителя
для рынка пока недостаточна». Если же ограничить количество торговых сетей в
малых городах, это все равно не приведет к усилению там торговой конкуренции, —
высказал свое мнение Андрей Зубков.

«Когда «Евроопт» заявляет о том, что готов прийти в сто малых городов и
построить там свои торговые объекты, мы понимаем, что одним таким объектом
перешагнем порог в 20%», — сказал Зубков, хотя, заметил, что даже такой шаг не
сможет повлиять на снижение цен в таком населенном пункте и не повлияет на
здоровую экономическую конкуренцию.

Антимонопольный порог в 20% приведет к ограничению ценовой конкуренции

Еще один важный момент, как полагает Зубков, состоит в общей
макроэкономической ценовой стабильности, которую генерирует присутствие
торговых сетей в регионе. «В развитых странах ценовая конкуренция приводит к
саморегулированию инфляции. Именно торговые сети (обычно 5-7 сетей) ведут такую
острую конкурентную борьбу между собой, которая заставляет рынок держаться в
рамках определенного ценового параметра и не выходить за него. То есть ценовая
конкуренция является своего рода антиинфляционным барьером», — заявил Зубков.

В виду этого, Зубков высказал опасения, что антимонопольный порог в 20% будет
направлен против той цели, которую хочет достигнуть. А именно, приведет не к
стимулированию, а, напротив, к ограничению ценовой конкуренции. «К слову,
сегодня в той же России даже в небольших городах в жесткой конкурентной борьбе
сталкиваются три сети — Dixi, «Пятерочка» и «Магнит». Они достаточно серьезно
присутствуют повсюду, занимая уже на региональных рынках значительно более 50%
и находясь при этом в активном развитии. Влияние этих сетей настолько
существенно, что заставляет и остальных игроков снижать цены. В результате мы
видим, что цены в российских малых городах ниже, чем в наших».

Для того, чтобы Беларусь смогла эффективно разработать закон об
антимонопольном развитии торговли, ей необходимо изучить опыт развитых стран.
По мнению Зубкова, «практически во всех странах именно антимонопольное
законодательство, а не законодательство о торговле регулирует отношения в этой
области».

Доминирование на рынке западных стран торговых сетей доходи д 35%, но и
никогда не меньше 30%. «Причем антимонопольные органы подходят к этой цифре
достаточно лояльно и, главным образом, следят за тем, как развивается
конкуренция на рынке. Поэтому сегодня есть масса примеров, когда лидеры
занимают большие доли рынка, чем это предусмотрено антимонопольным
законодательством. Например, в Швеции ICA Group имеет 49% рынка, в Финляндии S
Group — 45%, в Швейцарии Migros — 42%, в Литве Maxima — 38%. Иными словами,
антимонопольные органы интересует прежде всего то, не нарушаются ли принципы
конкуренции на рынке. Соответственно, если нарушений нет, то разрешается
превышать установленную планку», — резюмировал Андрей Зубков.

При этом данное ловирование процентного присутствия торговой сети вообще
корректируется и ее присутствием в конкретном регионе. «Скажем, если в
конкретном регионе конкуренция достаточно высокая, то субъект торговли может
развиваться свободно, а если существует опасность монополии цен, то в таком
случае антимонопольный орган принимает соответствующее решение», — сказал
Андрей Зубков.

Количество торговых центров надо увеличивать

В виду этого сопредседатель Ассоциации розничных сетей Андрей Зубков считает,
что нет необходимости ограничивать число торговых сетей в республике. Это
связано с тем, что чем больше сетей, тем выше и конкуренция.

Для конечного потребителя нужна как можно более низкая цена, а расширяющееся
конкурентное поле как раз их обеспечивает. «Поэтому мы подчеркиваем, что закон
сыграет отрицательную роль, если ограничит поле с низкими ценами», — заявил
Андрей Зубков.

По его мнению, вполне вероятно, что этот закон ограничивая возможности
развития торговых сетей, обеспечит статус-кво для магазинов потребительной
кооперации Белкоопсоюза, которые пользуются льготами государства, но при этом
держат свои цены значительно выше, чем это обстоит в торговых центрах.

Поэтому Зубков полагает, что «было бы разумно подойти к данному вопросу таким
образом, чтобы все субъекты торговли, которые участвуют в социальных
программах, имели равные возможности для деятельности. Это было бы правильно,
поскольку даст возможность жителям в небольших городах покупать товары по более
низким ценам».

Вообще, умение добиваться низкой цены дается торговым сетям не так просто.
«Низкие цены являются результатом большой многолетней работы. В первую очередь,
исключаются посреднические звенья и осуществляются прямые закупки. В этом
смысле очень показательны закупки фруктов, разница по фруктовой группе у нас
порой достигает 40-50%», — объяснил Зубков.

Еще один фактор снижения цен, это оптимизированная логистика, а также
масштабы закупок. В итоге, рентабельность достигает 3%, которая вкладывается в
стоимость товаров. Выигрывает и торговая сеть и конечный покупатель и, конечно,
само государство.

| Тэги: торговые сети , ретейлеры
, антимонопольный закон