Насколько востребованы IT-технологии в белорусском бизнесе? Часть 2.

Белорусский рынок IT-услуг в 2012 году развивался достаточно стабильно,
отмечают эксперты. Самым неожиданным при этом оказалось то, что в минувшем году
наибольшие инвестиции в IT-решения были направлены госпредприятиями.

Мы продолжаем рассказывать

о перспективах IT-решений для бизнеса.

Время уже пришло

Как отмечают специалисты IT-услуг, рынок спроса/предложения в сфере
программного обеспечения в Беларуси стабильно развивается, хотя и медленно.
Выделить какую-то одну категорию систем (CRM-системы, ERP, электронный
документооборот) не представляется возможным из-за небольших масштабов
белорусского IT-рынка.

Это в свою очередь оставляет желающих задействовать на своих предприятиях
программное обеспечение в некоторой неизвестности относительно потенциальных
возможностей IT-сферы. У белорусских заказчиков в бизнесе присутствует
понимание, что нужно потихоньку внедрять программное обеспечение в обслуживание
своих предприятий.

Но, если у компании, особенно небольшой и ориентированной на национальный
рынок, нет опыта международного сотрудничества, то ей соответственно сложно
самостоятельно подойти к внедрению инноваций в этой области. Многие получают
информацию не через профессиональную рекламную сеть, а по бытовым каналам,
когда кто-либо установил у себя какую-то систему, а потом делится со своими
компаньонами и знакомыми бизнесменами информацией о полученных преимуществах
работы с ней.

Поэтому главное, что приходится преодолеть белорусскому бизнесу в этом деле,
это собственное незнание о своем незнании: к кому обращаться, как организовать
процесс автоматизации бизнес-процессов, что вообще можно и нужно
автоматизировать. Где покупать услуги, сколько они стоят, где дешевле – у нас
либо за рубежом? Это основные вопросы.

Есть, конечно, определенные секторы экономики, где внедрение электронных
инноваций уже почти само собой разумеющееся явление. В основном, это банковская
сфера и телекоммуникации. Однако, что касается других сфер, то, как отмечают
исследователи этой проблемы, многое зависит от уровня образования,
экономической успешности и компетентности самих топ-менеджеров и владельцев
бизнеса.

Белорусские компании пока далеки от мировых тенденций

В Беларуси по-прежнему отдается преимущество «коробочным решениям» перед
онлайн-сервисами, хотя на лицо уже уход и от «отраслевых решений». Однако, и
коробочные решения не являются мейнстримом в этом плане.

Лишь в ряде случаев компаниями и организациями отдается предпочтение точечной
автоматизации отдельных типовых бизнес-процессов, когда используется
возможность самостоятельной установки системы без привлечения сторонних
специалистов. Иными словами, клиент купил, установил и начал работать.

Однако, в западных компаниях стараются уходить от такой стратегии
автоматизации бизнес-процессов. Не всегда бизнесмены представляют себе масштабы
внедрения IT-решений в своих компаниях. Большинство предпочитает очаговую
автоматизацию, которая, как им кажется, поддается более тщательному мониторингу
по качеству своей работы.

Меньшинство пытается инвестировать крупные средства в комплексное IT-решение
всех основных бизнес-процессов компании. Но основная проблема здесь в том, что
внедрение большого IT-проекта требует и большего времени. Не говоря о
психологических издержках для всех сотрудников, которые привыкли работать
по-старому.

Поэтому в компаниях действуют очаговые решения. Например, сначала
автоматизируют бухгалтерию, потом учет прибыли/издержек и другие отдельные
операции и т. д. В таком случае, когда автоматизируются отдельные точки
бизнес-процессов, необходимо, как отмечают IT-специалисты, потенциально видеть
возможность последующей интеграции этих «очагов».

Потому что рано или поздно компания придет к осознанию, что рутинной ручной
работы должно оставаться все меньше, поскольку в долгосрочной перспективе она
будет обходиться бизнесу все дороже.

Спрос/предложение

Исследователи рынка IT-услуг отмечают, что поставщики IT-решений имеют
широкий спектр предложений (мобильные, «облачные», SaaS, или корпоративный
потребитель). Однако, нет широкой заинтересованности в их предложениях со
стороны самого бизнеса, который остается не очень просвещенным в этой области.

Белорусские топ-менеждеры еще не достигли того уровня работы даже через
интернет, когда мобильным образом управляется сам бизнес. Мобильные средства
используются как вспомогательные средства: принять заказ, найти нужную
информацию, провести безналичный расчет и так далее.

При этом неожиданной оказалась статистика за 2012 по количеству внедрений
IT-решений на государственных предприятиях. Они выдвинулись вперед по
использованию решений для автоматизации бизнеса. Стоит, впрочем, иметь в виду,
что крупных предприятий частной формы собственности в Беларуси на порядок
меньше, нежели в государственном секторе экономики.

Малый и средний бизнес в Беларуси также находится в режиме выживания.
Внедрение же IT-решений является достаточно серьезным инвестированием капитала.
А если учесть высокие ставки по кредитам, которые предлагают белорусские банки,
то вполне понятно, что для бизнесменов решиться на такое инвестирование не
всегда представляется возможным.

Видение успеха

При благоприятных условиях белорусский рынок IT-услуг мог бы в краткие сроки
далеко перевалить за 100 миллионов долларов. В принципе, как отмечает
председатель научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько,
белорусский рынок IT-решений уже можно оценить в эту сумму.

В нее входят предисследования, консалтинг, софт или сервис, сама реализация
IT-решений. То есть все работы, связанные с непосредственным внедрением.
Продвижению IT-рынка в Беларуси способствует формирование электронной среды или
внешних сервисов и внешних решений, которые, по словам Басько, становятся
тенденцией и поддерживают бизнес.

Благодаря этому бизнесмены сами начинают видеть, что можно строить свой успех
благодаря тем преимуществам, которые достигаются помимо прочего в данном
конкретном виде бизнеса, еще и за счет IT-решений либо особенных IT-решений. С
опытом приходит понимание того, как правильно подходить к выбору IT-решений и
их внедрению.

Это важно потому, что можно задействовать лучшие зарубежные наработки, но
принципиальным все равно является то, как непосредственный поставщик будет
внедрять IT-решение от зарубежного и дорогого разработчика. То есть именно от
подрядчика будет зависеть конечный результат, потому что именно подрядчик будет
проводить анализ бизнес-процессов и их изменение.

Ну и конечно, все остальное будет уже зависеть подготовленности персонала,
которому предстоит освоиться с новыми автоматизированными решениями. На основе
получения данных компетенций белорусский бизнес может стать действительно
по-современному конкурентоспособным в бурлящей стихии постиндустриальной
экономики.

Денис Акулин

| Тэги: IT-технологии ,
IT-специалисты , програмное
обеспечение