Несмотря на то, что процентные ставки на депозиты в белорусских рублях
высоки, у населения по-прежнему сохраняется недоверие к национальной валюте. И
не потому ли оно сохраняется, что ставки подозрительно высоки?
Ждать ли очередного обвала рубля?
Правительство Беларуси своей недальновидной политикой спровоцировало валютный
кризис 2011 года и, по-видимому, не вынесло никаких уроков из той ситуации. В
настоящий момент девальвационный потенциал белорусского рубля достигает по
оценкам разных экспертов до 20% и постоянно увеличивается. Этому
благоприятствует несколько факторов. В частности, выросший внешний долг страны,
который составляет на начало 2013 года 34 миллиардов долларов. В этом году
необходимо будет выплатить по долговым процентам 3 миллиарда долларов и так
каждый следующий год. Где взять на это деньги? Понятно, что все это потребует
рефинансирования настоящих долгов за счет новых заимствований и негативно
скажется на стабильности отечественной валюты.
Еще один фактор это перманентный рост инфляции, в то время как по официальной
версии она составляет не более 12%. Вкупе с запланированным ростом ВВП на 8,5%
это должно существенно повлиять на дестабилизацию рубля. Ситуацию усугубляет и
отрицательное внешнеторговое сальдо, которое должно сокращать валютные
поступления в бюджет.
Если правительство не начнет постепенную девальвацию рубля, можно будет
ожидать резкий коллапс в экономике, напоминающий события 2011 года. для
предотвращения этого, нужно проводить структурные изменения в экономике,
провести селекцию банков и предприятий на предмет их эффективной работы и
рентабельности. Однако, в настоящий момент происходит все с точностью до
наоборот. Государство вкладывает сотни миллионов долларов в предприятия
заведомо нерентабельные, например, в Минский камвольный комбинат. Также и
пресловутая деревообработка не сможет отбить миллиардные долларовые вложения
даже в ближайшую «пятилетку». А с сохранением советского стиля управления на
этих госпредприятиях, то и через «двадцатипятилетку» нельзя будет ожидать
окупаемости всех затрат на эти субъекты хозяйствования.
Правда, кое-какие подвижки идут. Например, официально заявлен дефицит
государственного бюджета, который составил 280 миллионов долларов. Однако, если
государство продолжит наращивать негативные тенденции в экономике, очередной
обвал национальной валюты неизбежен. Теперь правительству крайне важно снизить
запланированный показатель ВВП на 2013 год; перестать «проедать» деньги,
получаемые как преференции от России (в данном случае к «проеданию» относится
также и модернизация государственных убыточных предприятий); активно и
решительно продавать государственную собственность; активно сдавать в аренду
эту собственность отечественному бизнесу под минимальные проценты; облегчить
процедуры регистрации и налогообложения среднего и малого бизнеса, сделать
вообще для него налоги минимальные хотя бы на ближайшие 2-3 года; перестать
субсидировать государственные банки и предприятия необеспеченными потенциальной
рентабельностью в реальном секторе экономики кредитами.
Продолжают расти только дисбалансы
Важнейшим фактором в любой экономике является не количество приобретенных
товаров, а умение их продавать. Товар может быть самый разный, но он не должен
скапливаться на складах, как это имеет место на белорусских предприятиях. За
прошлый год страна недополучила более 400 миллионов долларов от запланированной
суммы по внешней торговле. А ведь это единственный канал, по которому можно
получать валюту. Как только прекратился незаконный экспорт разбавителей и
растворителей в августе месяце 2012 года, внешнеторговое сальдо сразу же вышло
в минус.
Как полагает эксперт Ярослав Романчук, «если бы Россия закрывала глаза на
растворительные схемы хотя бы до октября, сальдо внешней торговли товарами по
итогам года удалось бы сохранить на положительном уровне, и отчитаться об одном
из самых успешных периодов в белорусской истории. Однако по факту все
получилось иначе, и сальдо сложилось отрицательным». Прикрытие этих схем сразу
отбросило по целому миллиарду долларов на каждый месяц по внешнеторговому
балансу. Иными словами, если с января по июль месяц 2011 года страна получала
от экспорта по 4,5 миллиарда долларов ежемесячно, то с августа показатели по
экспорту составляли уже 3,5 миллиарда долларов за каждый месяц.
Экспертные наблюдатели от ЕврАзЭС призвали правительство Беларуси
стабилизировать ситуацию в экономике, в связи с резким ухудшением торгового
баланса с августа 2012 года. Наверно, реагируя на это, Лукашенко, принимая
министра иностранных дел Владимира Макея, потребовал от него реализации
прогнозных показателей по внешней торговле, запланированные на 2013 год. Как
будто от встречи двух чиновников заработает экономика!
Закономерно, что ухудшение ситуации с экспортом повышает девальвационные
ожидания у населения. Это видно и по действиям Нацбанка, который маленькими
шажками девальвирует рубль. В январе его девальвация составила по данным
Национального банка 2%. По мнению независимых экспертов, если каждый месяц
будет проходить такая девальвация, то к концу года страна будет иметь
девальвацию в 30%. Сама по себе белорусская экономика не способна в
краткосрочной перспективе сгенерировать позитивный внешнеторговый баланс.
Валюта в бюджете и золотовалютном запасе страны не возьмется из ниоткуда.
Единственное, что может выправить гибельную для экономики ситуацию – это
приватизация. Запланированный денежный показатель от приватизации
госсобственности на 2013 год составляет 4,5 миллиарда долларов. Однако, многие
аналитики сомневаются, что эта цифра достижима, судя по темпам приватизации за
2012 год (1,8 млн. долларов!!!). А тем более, учитывая негативную
инвестиционную среду в Беларуси, которая сложилась благодаря национализации
частных предприятий, таких как ОАО «Спартак» или ОАО «Коммунарка».
Откуда взяться акционерам?
Правительство решило выставить на продажу миноритарные пакеты акций
«Беларуськалия» и «Нафтана». И то, скорее всего, под нажимом наблюдательного
совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Ранее правительство планировало выставлять
на продажу акции МАЗ и БелАЗ, но из этого, как известно, ничего не вышло. В
2012 году было решено, что теперь не само государство будет предлагать на
продажу активы предприятий, а заинтересованные инвесторы будут проявлять
инициативу. Но опять же, потенциальные инвесторы оказались слишком пассивны.
Поэтому с начала 2013 государство вновь взяло инициативу в свои руки и решило
подготовить список предприятий для приватизации.
Однако, время показало, что инвесторы не стремятся инициировать
приватизационные сделки на территории Беларуси. Как полагают аналитики,
ситуация может перемениться к лучшему, когда будет создан приватизационный
прецедент на крупную сумму и под международные гарантии. В настоящий момент,
более-менее уверенным партнером в этом отношении, может выступать российский
крупный бизнес, готовый заключать сделки под гарантии своего же правительства,
которое, как известно, находится в тесной связи с олигархами.
А тем временем инвестиционные проекты в Беларуси существуют в виде готового
бизнеса, когда частное лицо или организация вкладывает исключительно
собственные средства и организует дело с нуля. В принципе, государство
заинтересовано в таких проектах, худо-бедно старается их поддерживать,
предоставляет льготы. Под такие проекты даже создается инфраструктура за счет
средств местных органов власти.
Впрочем, такие проекты малоприбыльны с точки зрения миллиардных потребностей
белорусской экономики. Малые инвестиционные проекты могут дать только
миллионные прибыли, о миллиардах нечего даже и говорить. Кроме того, наиболее
рентабельные проекты и сами по себе требуют вложений до нескольких сотен
миллионов долларов. Естественно, что они и не скоро смогут окупиться и дать
чистую прибыль. Под вопросом и наличие кадров для таких высокотехничных
производств. Инфраструктуру физическую создать проще, нежели найти людей
готовых и главное способных работать на современном уровне.
Государство пока что не способно видеть в приватизации инструмент
оздоровления экономики и рассматривает приватизацию как вынужденное средство
для привлечения в страну валюты. Это фатальное заблуждение. Ведь, даже если
государство и продешевится в какой-либо сделке, это, скорее всего, будет
воспринято как гибкость в подходе к приватизации госсобственности, а не как
провал. Создание привлекательного инвестиционного климата является для Беларуси
на сегодняшний день более приоритетной задачей, нежели старание сорвать один
какой-нибудь большой куш и продолжать дальше плыть по течению.
Николай Аксючиц
| Тэги: Нацбанк