По оценке экономистов МВФ, а также ряда отечественных аналитиков, в Беларуси
заметно снизился прирост ВВП. В 2000-х его темпы составляли почти 10% ежегодно,
на данный момент они едва достигают 4%, постоянно падая. Причины, которыми
можно объяснить общую экономическую деградацию, многие видят в ухудшении
бизнес-климата в Беларуси.
Безусловно, есть и другие причины. Например, отсутствие в прежнем объеме
миллиардных дотаций со стороны России. Но если проанализировать внутренние
причины падения экономического потенциала страны, а также те условия, при
которых возможен рост экономики, то, безусловно, развитие бизнеса – это
оптимальный выход в сложившейся ситуации. С 2007 по 2012 год белорусское
правительство сделало ряд стратегических ошибок в экономическом планировании
развития государства.
Еще в 2003 году был зафиксирован курс рубля относительно доллара. Ряд
экспертов уже тогда отметили ошибочность такого решения, поскольку на экспорт
негативно влияет укрепление национальной валюты в реальном выражении, за счет
инфляции, порождаемой, в свою очередь, фиксированным курсом по отношении к
доллару. В результате экономический рост замедлился. Кроме этого, правительство
стремилось зафиксировать заработную плату в долларовом эквиваленте, что привело
к заметному росту цен и соответственно стимулировало импорт. Ввод жилья в
эксплуатацию как явный целевой показатель выполнил ту же негативную функцию,
как и искусственное повышение зарплаты.
Была поставлена задача обеспечить госпредприятия заказами. Поскольку
выполнить ее не представлялось возможным по предписанным сверху показателям,
государство само закупало товары у этих предприятий в рамках специально
созданных под это программ. Это вызвало импорт уже материалов и сырья и, в
конечном итоге, деморализовало экспортный потенциал этих самых госпредприятий.
ВВП прирастал не за счет здоровых рыночных механизмов, приводимых в действие
естественным путем экспортных усилий, а за счет освоения непрерывного потока
валютных кредитов. Новые кредитные транши стали в нарастающем объеме
использоваться для рефинансирования уже полученных под проценты кредитов,
вместо того, чтобы пускаться на модернизацию предприятий.
Новости по теме:
* ВВП Беларуси продолжает снижаться
* ВВП Беларуси за январь снизился на 0,4%
* ВВП в Беларуси за январь снизился на 0,4%
В результате внешнеэкономические дисбалансы стимулировали валютный кризис
прошлого года и девальвацию белорусского рубля, рецессию экономики в целом и
соответственно падение уровня жизни большей части населения. Впрочем,
девальвация рубля привела к его нормализации относительно долларового
эквивалента и этим, безусловно, положительно повлияла на экспорт. Однако,
восстановление экономики было связано больше с укреплением банковского сектора
за счет внешних субсидий по кредитной линии со стороны ЕврАзЭС и МВФ, а также
тогда еще дешевых цен на энергоносители и доступ на российский рынок.
По большому счету, экономическая стратегия правительства не изменилась. Разве
что произошло снижение директивного кредитования государственных предприятий.
Это привело к повышению цен на отечественную продукцию и, как следствие, ее
импортозамещение более качественными и дешевыми товарами. Сейчас нужно искать
новые источники экономического роста. Но снова принимаются решения в свете
плановой экономики коммунистического образца. Оказалось, что предыдущий опыт
ничему не научил: запланированы докризисные объемы ввода жилья в эксплуатацию,
реструктуризация предприятий за деньги все тех же директивных кредитов, только
в рамках проектов с другими названиями.
С такой долей участия государственных помощи, дотаций и контроля изменений в
лучшую сторону не произойдет. Беларусь является страной с догоняющей
экономикой, поэтому ориентироваться нужно исключительно на расширение и
активизацию частного сектора. Только в этом случае возможен переход от плановой
к рыночной экономике. Об этом свидетельствует опыт стран бывшего
коммунистического лагеря – Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, Польши,
прибалтийских стран. Именно малый и средний бизнес являются локомотивами роста
в подобных случаях, а также при любых финансовых кризисах. Малые и средние
предприятия (МСП) аккумулируют рабочий потенциал, высвобождающийся после
банкротств крупнопромышленных предприятий. Тем самым повышается и средний
уровень жизни в стране в целом.
В Беларуси деловой сектор гораздо эффективнее государственного по
рентабельности и производительности. При этом условия бизнеса, в которых ему
приходится существовать, далеко не самые лучшие. Впереди новые проблемы, такие
как вхождение России в ВТО и соответственно конкуренция с западным импортом, ну
и, конечно, все также непредсказуемость экономической политики национального
правительства. 2012 год показал высокий процент по высвобождению рабочей силы в
государственном секторе экономики. И как раз МСП становятся реципиентами этих
рабочих ресурсов.
Модернизация крупных промышленных предприятий не может осуществляться без
сокращения штата, оставляя на местах наиболее креативных и востребованных
специалистов. Это нормальное явление, без этого невозможно повысить
рентабельность компаний и конкурентоспособность продукции, поскольку новые
технологии, повышая производительность, делают излишним многочисленный штат
сотрудников. Сокращенные кадры могут уходить в сферу обслуживания, которая
будет неизбежно расширяться в государстве, где предприятия динамично
реструктурируются и поэтому могут платить более высокие зарплаты
квалифицированному и малочисленному персоналу. Если не делать ничего в этом
направлении, страна неизбежно будет скатываться в пропасть бедности,
безработицы и трудовой миграции наиболее пассионарных и талантливых
специалистов.
Иван Снегирев
Статья написана при поддержке сайта Вакансии в клининговой компании
Новости <>
| Тэги: ввп