Новый министр образования Ина Друвиете («Новое время») огласила перед Консультативным советом по образованию нацменьшинств свое видение ситуации и перспективы меньшинственного образования.
Председатель совета, директор Украинской школы Лидия Кравченко встретила министра желто-зелеными розами, назвала первой женщиной во главе МОН (проигнорировав всплакнувшую на трибуне Сейма министра-«народницу» Силву Голде) и пожелала ей долгой и плодотворной работы. Министр поблагодарила за напутствие и в свойственной ей суховатой манере изложила стратегические задачи в области образования. В приоритеты попали: повышение учительской зарплаты, возвращение всеобщего среднего образования (иначе не выжить на европейском рынке труда), праздник песни и танца школьников в наступающем году. Впрочем, долгожданное повышение зарплаты пойдет без резких скачков, а полное возвращение к советской норме среднего образования для всего латвийского юношества (в настоящее время его получают 71% выпускников основной школы) ожидается в неопределенном будущем. Зато с песнями и танцами все в порядке — правительство выделило 1,5 млн. латов. Кроме того, министр будет заботиться о повышении престижа и уровня душевного комфорта педагогов, формировании личности учащихся и налаживании диалога со школьными управленцами, учителями и родителями. Основой для повышения уровня духовности в школьных стенах должно стать изучение культуры и этнографии Латвии. Друвиете призвала не доверять результатам «дилетантской социологии», фиксирующим падение уровня образования у детей по мере внедрения реформы. Надо обозначить переходный период и все замеры производить только по его истечении. Тут министр сослалась на опыт проходившей в 1960-е канадской билингвальной реформы. — Правильным курсом идем, господа! — резюмировала Ина Друвиете успехи в билингвизации основной и реформировании средней школы. — На данном этапе главное — не форсировать процесс и не тормозить, а продолжать движение. Последовавшая реакция избранных представителей меньшинственной общественности и экспертов лишний раз напомнила о главном назначении консультативного органа при педагогическом министерстве. Один из главных проводников билингвизма Ирена Масло (ЛУ) рассыпалась в благодарностях за каждый пункт программы коллеги-министра (до попадания в политику Ина Друвиете отметилась на ниве теории латвийского билингвизма) и попросила денег на изучение передового опыта коллег из Швейцарии. Неоднократно упоминавшийся в связи со скандалом о педофилии в высших эшелонах латвийской власти директор Рижской классической гимназии Роман Алиев в лучших советских традициях призвал министра обуздать агрессию со стороны русской прессы. А то трудишься, стараешься на ниве реформы и никакой благодарности. К слову, даже Роман Алиев был вынужден признать отсутствие подходящих учебников для билингвальных занятий. Член правления ЛАШОР Игорь Пименов дистанцировался от части не приемлющих реформу родителей, «стучащих кулаками по столу», и попытался в духе диалога и учета интересов всех латвийцев прозондировать почву на предмет продолжения работы над специальным законом о школах нацменьшинств. Работа над ним была прекращена еще предыдущим правительством. — Что ж, обсудить можно. Но мне кажется, что этот закон не является вопросом первой необходимости, — обозначила свое понимание диалога Ина Друвиете.