Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтНедавно закончившиеся недельные сборы молодежи Штаба защиты русских школ привели в неистовство экс-министра образования «Черного Карлиса» Шадурскиса («Новое время»). На правах депутата Сейма он обратился к «детскому министру» Айнару Баштиксу, министру образования Юрису Радзевичу и в госинспекцию по образованию на предмет проверки законности лагеря, где готовят боевиков для борьбы с реформой. О назначении и содержании летних сборов штабной молодежи на берегу озера Разнас «Час» расспросил входящего в число организаторов сборов одного из активистов штаба и оргкомитета Объединенного конгресса русских общин Латвии Александра Казакова.- Что же на самом деле происходило на берегу озера Разнас? — Около 80 молодых людей из Риги, Даугавпилса, Резекне, Лудзы, Вентспилса, Юрмалы и Елгавы возрастом от 15 до 19 лет восемь дней гостили у депутата Рижской думы Геннадия Котова. Материально помогли Латвийский комитет по правам человека, спонсоры и родители. Кстати, все родители написали расписки, разрешающие ребятам поехать в гости к депутату. О нашем мероприятии была поставлена в известность местная полиция, так что с безопасностью проблем не было. Во избежание проблем с пищеварением нам даже воду привозили отдельно. Это о «технической» стороне наших сборов. Главным, разумеется, было их содержание. Идея летнего общения педагогов и других взрослых активистов штаба с нашим молодежным активом возникла из убеждения, что система латвийского образования не учит самостоятельному мышлению, логике изложения своих мыслей на родном языке, ну и собственно русской культуре и богатейшей истории ее бытования в прибалтийских провинциях России и независимой Латвийской Республике. Интуитивно ребята знают, чего все они хотят, выходя на улицу с требованием сохранения русской школы, но не всегда обладают достаточной эрудицией и возможностями адекватно выразить свою мысль, находить убедительную аргументацию в споре с оппонентами. Летние сборы были призваны восполнить эти пробелы. Одной из основных форм общения были дебаты. То есть заявляется некоторая позиция, например — «Русской школе быть». По этой позиции выступают три спикера. Первый заявляет тему, второй разворачивает аргументацию, третий подводит итог и призывает аудиторию признать правильной заявленную позицию. Тройка оппонентов выступает по той же схеме с позиции «Русская школа не нужна». Потом каждая группа задает каждому спикеру по вопросу. Потом жюри выносит оценку, чьи аргументы оказались убедительнее. Дебаты в чистом виде — это американская технология подготовки национальной элиты. Однако наша аудитория была настолько активной, что мы иногда не выдерживали американскую норму и переходили в европейский формат — с большим участием аудитории. Если бы экс-министр Шадурскис или нынешний министр Юрис Радзевич приехали к нам погостить, то и им нашлось бы место в этих дебатах. — Неужели все жаркое время прошло в одних лекциях и дебатах? — Разумеется, программа сборов учитывала и то, что лето и каникулы, и то, что мы находились у латгальской жемчужины — озера Разнас. Ребята занимались физкультурой, веселились на дискотеках. Дважды к нам из Резекне приезжала с концертами замечательная рок-группа «Стена». Но главный акцент был сделан на интеллектуальной нагрузке и трех темах: молодежь как часть русской общины; права человека (учащихся в том числе): основополагающие документы и способы их отстаивания; взаимодействие учащихся, родителей и учителей: как организовать их отношения, чтобы протесты не разрушили процесс образования. На протяжении всех сборов ребята работали над индивидуальными и групповыми проектами. Два из них получились особенно убедительными и будут непременно осуществлены в ближайшее время. Первый — по налаживанию взаимодействия между молодежью латышской и русской общин. Второй — по усилению влияния русской молодежи на политику и культуру Латвии. Группа ребят приступила к написанию раздела «Молодежная политика» программы Объединенного конгресса русской общины Латвии. — О современной молодежи, русской и латышской, можно слышать диаметрально противоположные высказывания. Какая она — молодежь, приехавшая на штабные соборы? — Пожалуй, всех объединяло желание думать, говорить и действовать. Другое дело, что у них пока короткое дыхание, не хватает навыков публичного действия и эрудиции. Однако по оценке руководителей дебатов мы получили как минимум 25 готовых спикеров, то есть ребят, готовых убедительно отстаивать свою точку зрения. Одно это можно считать поразительным результатом. С другой стороны, все они невероятно разные. Не только по вкусовым пристрастиям, но и идейно. Организаторы сборов столкнулись с широчайшим спектром взглядов — от монархистов и коммунистов до анархистов и пофигистов. Это и понятно: все они стихийно не приемлют латышизацию и реформу, а позитивную часть мировоззрения либо заимствуют у статусных для них взрослых, либо из книжек, либо каким-то совершенно невероятным случайным образом. Характерно, что школа не играет в этом заметной роли. Радует, что они не впадали в сектантство и были готовы откровенно обсуждать с нами свои взгляды, надо сказать, иногда весьма радикальные. — Получается, что одной из главных задач сборов был перевод стихийного протеста в русло осознанной и конструктивной активности… — Именно так. Многие из ребят, попавших в положение изгоев-маргиналов, пытались нащупать под ногами почву гражданской позиции. И, как ни странно, одной из доминирующих тем в ходе дебатов и вольного общения был патриотизм… — ??? — Когда некоторые ребята говорили, что мы должны сохранять русские школы для возможности учиться в России, это вызывало возмущение. Раздавались возгласы: а при чем здесь Россия? Абсолютное большинство сочло, что задача латвийской русской молодежи — жить и учиться в Латвии, своим трудом менять то, что не нравится, делать ее сильной и действительно независимой страной. — Насколько я понимаю, в роли преподавателя на сборах выступил и Александр Казаков. Что преподавал — как приготовить «коктейль Молотова»? — Думаю, что Шадурскиса и иже с ним должны волновать не мифическая подготовка боевиков и хунвейбинов, а реальное и зримое возникновение русских молодежных организаций, формирование среды воспроизводства русской культуры. Ребята вместе со взрослыми строят собственное культурное пространство, и полицейские методы тут совершенно бессильны. Что касается лично меня, то я рассказывал об истории латвийской русской общины и перспективах Латвии как двухобщинного государства. В ходе поездки в усадьбу Лузнава, принадлежавшую инженеру Кербелю, пытался ввести ребят в культурный мир русской усадьбы.