Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтНа прошлой неделе учителей–неграждан Земгальского предместья и Курземского района Риги агитировали в граждане. Организаторы мероприятия — образовательный департамент Рижской думы (Елена Матьякубова) и общественная организация «Гражданская инициатива ХХI» (Вячеслав Васин). Корреспондента «Вести Сегодня», прибывшего освещать столь важное мероприятие, попытались выставить за дверь: «Откуда вы узнали? Мы специально не звали прессу, чтобы не смущать педагогов». Но законное право общества на информацию удалось отстоять. Что же скрывалось за дверями 53–й школы?Забегая вперед, скажу, что учителей (общим числом около 50 человек) присутствие журналиста нисколько не смутило. Люди высказывались предельно откровенно, и дискуссия вышла чрезвычайно жаркой. Так что «камерный разговор» по душам между своими удался! (Идя навстречу просьбам организаторов, я не стану называть фамилий учителей.)Итак, в программе значилась дискуссия на тему «Учитель: гражданская позиция или оппозиция?». «Никто никому ничего не должен навязывать, в том числе и по натурализации. Каждый должен говорить только о себе»,— постоянно подчеркивала ведущая — главный специалист по вопросам нацменьшинств думского образовательного департамента Елена Матьякубова. Но эти призывы изначально противоречили главной цели собрания: «активизация гражданского сознания учителей и мотивация получения гражданства ЛР».Открыла дискуссию Ирина Винник, директор департамента нацменьшинств Министерства интеграции. Ее выступление было построено по принципу единения с аудиторией: «Я очень долго шла к гражданству и знаю все, что вы можете мне высказать». Попросив не воспринимать ее слова как агитацию, г–жа Винник привела следующие доводы в пользу натурализации. Во–первых, никогда не стыдно повышать свой правовой статус и с его помощью улучшать свою жизнь. Во–вторых, нужно воспринимать как данность, что закон о гражданстве либерален и закрыт. И Европа приняла Латвию такой, какая она есть. К тому же «200 миллионов человек бродят по Европе в поисках крыши, а не родины. И у вас должно обостриться желание задуматься, что для вас Латвия. А чтобы вы не думали, что здесь все так ужасно и целенаправленно, посмотрите на книгу для желающих получить американское гражданство. Им даже 10 песен нужно знать!»— Вам не стыдно?! — вдруг взорвалась аудитория. — При чем здесь 10 песен Америки? Мы не эмигрировали в Латвию, многие из нас родились здесь. Мы идентифицируем себя со страной, но не с государством, которое отняло у нас гражданские права.— Вы проиграли в противостоянии, — парировала Ирина Винник. — Любимое место протеста русских — кухня. Если вам должны, идите и требуйте. Новую волну возмущения ласковым голосом погасила ведущая: «Как хорошо! Мы уже выходим на дискуссию!» Однако учителя не унимались: «Мы каждый год пишем, какие вопросы в учебниках истории нужно пересмотреть, но подача материала все хуже и хуже. Школьники протестуют тысячами, и никто не обратил на них внимания».— Да что вы? — удивилась Елена Матьякубова. — Еще как обратили. Я как раз сидела в Рижской думе и видела, что обратили. Далее она поделилась с аудиторией своим беспокойством по поводу того, что русские школьники, соответственно опросам, чувствуют себя отчужденными от государства. И это в какой–то мере вызвано и учительской позицией. «Синий паспорт не означает проявления лояльности к государству, но, не имея его, вы не сможете изменить чужую систему координат. Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Я говорю не о гражданстве, а о позиции учителя».— Нам трудно с вами спорить, вы умеете манипулировать словами, — признали учителя. — Но если главное не цвет паспорта, а гражданская позиция, то с этим у нас все в порядке. Иначе мы просто не работали бы учителями. Нам не в чем каяться. И мы не хотим переступать через себя ради получения латвийского гражданства. И не надо навешивать на нас психологические комплексы и барьеры, это наша позиция.Правда, об их глубинных комплексах советских людей с безответственной позицией ожидания учителям все же подробно рассказала школьный психолог Догодаева, чем вызвала очередной всплеск эмоций: «Как мы только детей учим, такие безответственные?!» Переходя к долгожданной дискуссионной части, Елена Матьякубова мудро попросила учителей не опровергать прозвучавшие выступления, а поделиться впечатлениями от встречи.— Обыкновенная рекламная акция, вы честно отрабатываете заказ. Мы же понимаем, что Латвии неудобно перед Европой за большое количество неграждан. Вот и пусть хоть раз из–за нас поволнуются, а я унижаться на экзаменах не буду.— Когда я ехала в Латвию за мужем–латышом, мой отец предупреждал меня о национальных проблемах. Но ничего, я из учительской династии, возраст которой 300 лет. И в концлагерях учителя оставались учителями!— Не собираюсь никому ничего доказывать. Я здесь родилась и без доказательств имею право на гражданство.— Натурализация — это еще один нервный стресс с ночными бдениями, песнями, хорошо хоть танцы не придумали. За что?Эмоциональный настрой собрания решила повернуть в сторону прагматизма Ирина Винник: «Европа не будет решать ваши проблемы, вас приравняют к гражданам третьих стран. А Закон о гражданстве лоялен. Представьте, что вы массово выехали из СССР. И вот вы эмигрировали в Латвию…» Но аудитория взбунтовалась: «Вы весь семинар пытаетесь нам объяснить, что у нас нет чувства собственного достоинства. А у вас оно есть. Но в том–то и дело, что мы здесь чувствуем себя гражданами, а у вас эмигрантская позиция — рвать свое зубами». Когда страсти стали стихать и все громче зазвучала мелодия «Чего не сделаешь, лишь бы не потерять работу, — и с реформой согласимся, и за синими паспортами пойдем, как овцы», атмосферу безысходности вдруг снова встряхнуло. «Мне стыдно за нас всех. Как можно получать гражданство колхозом? А потом что — веру менять будем? Зачем Латвии такие граждане?» И аудитория искренне зааплодировала. Но «колхозом», видимо, многие все же пойдут. Треть собравшихся остались, чтобы выслушать рассказ о «великолепных курсах подготовки Вячеслава Васина» и задать вопросы мужественно одолевшему всю бурную дискуссию руководителю Пардаугавского отделения Управления натурализации Игорю Горбунову.Мне лично во всей этой истории осталось непонятным одно: а в чем, собственно, смысл? Дело в том, что г–н Горбунов (в отличие от организаторов не испугавшийся общения с журналистом) рассказал, что учителя — это самая активная категория в натурализации (они в 4 раза активнее всех остальных). Негражданами их остается всего 20 процентов, то есть каждый пятый. Таких в Риге на конец прошлого года оставалось всего 1646 человек. Но за три первых месяца этого года учителя подали заявлений на натурализацию больше, чем за весь прошлый год. С учетом этой информации учительское мнение «просто отрабатываете заказ», пожалуй, попало в точку. А чем еще заниматься чиновникам, ответственным за проблемы нацменьшинств? Не решать же проблемы по сути — для этого уютные кабинеты государство не предоставляет. Или другое предположение: учительская профессия готовится перейти в разряд «только для граждан». Азагонять людей в гражданство для видимости все–таки предпочтительнее пряником, нежели кнутом. Кстати, описанная агитация учителей–неграждан не первая в сезоне. До этого уже дискутировали в Латгальском предместье. Там, говорят, было не менее жарко, народ тоже высказывался от души. Так кому выгодно отсутствие прессы?…Увещевания типа «получайте гражданство и меняйте ситуацию» на самом деле пустой звук. Меньшинство потому и есть меньшинство, что его всегда будет меньше. И, значит, оно никогда не получит контрольного пакета. В этом вопросе главное — добрая воля государства. Хотя ее, конечно, нужно стимулировать…