Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтВ русских школах вдвое сокращают уроки родного языка, обрекая детей на полную безграмотность.Новые стандарты образования, которые латвийские чиновники пытаются «напялить» на головы наших детей, подобны изощренной пытке — ее древние завоеватели пускали в ход, когда желали стереть из памяти порабощенного ими человека всю информацию о его роде и племени. Палочка-выручалочкаВ своем романе «И дольше века длится день» Чингиз Айтматов вспоминает древнюю легенду о том, как пленным надевали на голову сырую овечью шкуру и оставляли под палящим солнцем. Кожа, высыхая, сжималась и причиняла человеку невероятную боль. От этого он сходил с ума, забывал, кто он и откуда, и становился послушным рабом. Таких, не помнящих родства своего, называют манкуртами. У наших чиновников есть замечательная палочка-выручалочка. Зовется — Евросоюз. Когда просишь объяснить мотивацию их решений, они ссылаются на ЕС: мол, там все так делают. И неважно, хорошо это или нанесет огромный вред обществу, главное, чтобы было «как у всех». Бедные учителя русской начальной школы все ломали голову: ну за что на них такая напасть? Ученики с каждым годом и так приходят все менее и менее подготовленными к школе, не знают элементарных вещей. С огромным трудом удается научить их прилично писать и читать за 8 уроков родного языка в неделю. А тут еще Министерство образования и науки (МОН) выдало новое гениальное решение — сократить количество этих часов с нового учебного года вдвое. Получается: не можете нормально научить за 8 уроков — учите за 5 (а первоначально предлагалось вообще за 4). Телеграф попытался разобраться, кому и когда пришла в голову столь гениальная идея. За разъяснениями мы, естественно, обратились в МОН.По словам старшего референта по связям с общественностью департамента общего образования Иветы Иване, решение о сокращении часов на изучение родного языка было принято, как теперь у нас модно, с оглядкой на ЕС. Там, оказывается, на подобные уроки отводится только 23% от всего учебного времени, а у нас до сих пор было (о ужас!) целых 29%! Европейскую справедливость срочно решили восстановить. Правда, на родной язык в латышских школах почему-то все-таки оставили 6 уроков в неделю (что составит 26%), а вот русские школы подогнали строго под европейские рамки — 5 часов.Ивета Иване попыталась нас успокоить.— Министерство не навязывает школам обязательное количество часов по тому или иному предмету, — пояснила она. — Мы регламентируем лишь их общее количество. Но со своей стороны МОН рекомендует в 1-м классе школ нацменьшинств 5 часов на изучение родного языка (и чтение, и письмо). Администрация может выделить еще 2-4 часа на изучение языка факультативно. Неправильно учить язык только на специально отведенных для этого уроках. Социальные науки также предполагают изучение языка в общении. К тому же с 2002 года министерство реализует единый цикл образования. Началам чтения и письма детей теперь обучают в 5-6-летнем возрасте в дошкольных учебных учреждениях, в школу они уже должны приходить подготовленными.———————————————————————————На грани катастрофыЧтобы узнать, сколько же часов родного языка в школе гарантируют приличный уровень грамотности человека, Телеграф обратился в Институт содержания и методов обучения Российской академии образования. На вопрос ответила заведующая Центром начальной школы, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАН Наталья Виноградова:— В российской начальной школе русский язык как родной изучают 5 часов в неделю плюс 4 часа на предмет, который сейчас называется «литературное чтение», итого — 9 часов родного языка письменно и устно. Такое количество часов не случайно, оно научно выверено, обусловлено особенностями становления письменной речи на начальном этапе. Ребенок должен практиковаться без перерыва каждый день. Речь — это не только коммуникативные, но и общеучебные умения, которые закладываются в 1-2-м классах. Без их достаточного развития в дальнейшем станут «проваливаться» все остальные умения — не будет ни нормальной математики, ни истории, ни иностранных языков. Уже с 3-го класса ученик интенсивно пишет и на других уроках. Если он не научится грамотно писать и быстро читать, то начнет отставать в обучении по всем предметам. Конечно, можно научить писать и читать и за 2 урока в неделю, но смотря чему. И какие будут результаты? В Африке грамотным человеком считается тот, кто умеет печатными буквами написать свою фамилию. К тому же не следует забывать, что чтение и письмо — это общекультурное умение. По нему определяется все остальное, в том числе логическое и аналитическое мышление, которое невозможно без достаточного знания языка. Сегодня даже при имеющемся количестве часов удручающе падает грамотность среди российской молодежи, уменьшение уроков может повлечь за собой настоящую катастрофу. ———————————————————————————Учите домаФакультативы факультативами, а все мы прекрасно знаем, что директора наших школ вынуждены прислушиваться к «рекомендациям» министерства. Да и учителя, готовые отрапортовать, что научат языку и за один час в неделю, тоже, оказывается, не редкость. Очень хотелось посмотреть им в глаза, но познакомиться с ними так и не удалось, так как руководитель Центра содержания образования и экзаменов МОН никак не мог найти их фамилии и телефоны. А было бы очень занимательно поговорить с русскими педагогами, которые своими руками гробят русское же образование. О чем это я? Дело в том, что главный документ для школы — это стандарты образования. Они диктуют, что, как и сколько изучать на уроках. Стандарты разрабатывает целая «группа товарищей», в состав которой входят и практикующие учителя. Так вот, по словам руководителя Центра содержания образования и экзаменации Мариса Крастиньша, педагоги опробовали в своей учебной деятельности новые стандарты и остались весьма ими довольны. Другими словами, чем меньше часов на изучение родного языка, тем лучше. Только вот для кого?— Мы были вынуждены сократить количество часов на изучение родного языка, — поясняет Марис Крастиньш, — чтобы ввести другие важные предметы, нельзя же растягивать общее число уроков до бесконечности! В то же время детям надо учить не только язык, но и социальные науки, математику, природоведение.Особенно, по мнению министерских чиновников, детям не хватает таких предметов, как этика и христианская этика. Оказывается, дома их плохо воспитывают, а школа поможет восполнить этот пробел. А пробел в знаниях, наоборот, будем восполнять дома. Так, по крайней мере, оценивает ситуацию директор Центра тестирования по русскому языку доцент Елена Марченко.— Конечно, трудно научить языку за столько часов, всегда хочется, чтобы их было больше, — комментирует новшество главный специалист страны по русскому языку. — Но я всегда считала, что в процессе обучения ребенка должны участвовать и его родители. Чем руководствовались составители стандартов, надо, конечно, спросить у них самих, но нельзя забывать, что родной язык формирует языковую личность. Если ее не сформировать на родном языке, то на других языках это сделать практически невозможно. 4 часа — это очевидно мало. Если раньше было 8, значит, чем-то это было мотивировано, наши дети и так не очень грамотные.К сожалению, на то, что родители, которые не занимаются в достаточной мере воспитанием детей, начнут по вечерам читать с ними и писать, надеяться не приходится. Тем более что обучение все-таки лучше доверить специалистам, т.е. педагогам.»Об этом я подумаю завтра»Так любила говорить героиня бестселлера «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара. Наверное, это любимая книжка чиновницы, которая, по нашему мнению, душой и сердцем должна болеть за грамотность ребятишек. Ведь именно г-жа Марина Житарева составляет для них контрольные и экзаменационные работы. Однако старший референт отдела экзаменации МОН о будущем пока не беспокоится, хотя и отметила, что дети и сейчас не особенно грамотные. Как же она собирается составлять контрольные для безграмотных учеников?— Я еще не сформулировала свое мнение по поводу изменения количества часов, — сообщила г-жа Житарева Телеграфу. — Я составляю контрольные для учащихся 3-х классов и старше. Вот через два года над этим и подумаем.А поздновато не будет? Когда 3 года назад журналисты кричали в своих статьях по поводу реформы, их тоже уговаривали не беспокоиться, так как закон вступал в силу только с 2004 года. Время пришло, теперь мы пожинаем результаты всеобщего равнодушия и боязни потерять «теплое место». Зато о чем нам действительно стоит побеспокоиться, по мнению чиновницы, так это о сокращении в начальной школе одного часа домоводства. Почему? Оказывается, на этом уроке дети ТОЖЕ могут говорить на родном языке (!). Вот в этом я с г-жой Житаревой полностью согласна — с тем уровнем грамотности и знаний, которые обеспечат новые стандарты, все, на что могут рассчитывать наши дети, — это сидеть дома и заниматься хозяйством.