Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтII Съезд защитников русских школ наглядно продемонстрировал: община не собирается складывать руки в условиях нарастающего давления властей, а интенсивно ищет новые формы борьбы за демократизацию Латвии. После временного затишья уже можно говорить о следующей, неизбежно надвигающейся штормовой волне народного сопротивления.Сохранить родное образование, не решив проблемы массового безгражданства и статуса русского языка, невозможноМеняем концепцию!Свыше 400 делегатов съезда представляли не только столицу, но и Резекне, Даугавпилс, Вентспилс, Лиепаю, Огре, Айзкраукле, Елгаву, Екабпилс, Огре, Юрмалу и другие города Латвии. 43 процента присутствующих — родители, 42 процента — школьники, 8 процентов — учителя и 7 процентов — представители общественных организаций, в том числе гости из Русской партии Эстонии. Любопытно, что, несмотря на отправленные заранее приглашения, съезд дружно проигнорировали все латвийские официальные лица. Что ж, ничего удивительного: в честном, симметричном диалоге со своими жителями наши власти не слишком сильны. — Все 15 лет независимости мы живем при «правой» погоде с националистическим душком, — сказал в своем слове депутат Сейма доктор педагогики Яков Плинер. — Все это стало возможным лишь в результате изначально недемократических выборов. Задача такой политики — построение латышской Латвии, а реформа-2004 — один из ее инструментов. Однако реформа русских школ провалилась, ибо в 10-х классах фактически осуществляется билингвальное образование. В действительности чиновников не интересует истинное положение вещей, их интересует только язык преподавания. Они прекрасно знают, что после их набегов преподавание снова возвращается к билингвизму. Но и к билингвизму у нас есть претензии: в 2002/03 учебном году из 12-х классов было отчислено за неуспеваемость 200 школьников, а в следующем учебном году это число выросло втрое. Алексей Димитров, помощник Бориса Цилевича на процессе по иску 20 депутатов Сейма в Конституционном суде, познакомил делегатов съезда с тем, что происходило в зале заседаний («Час» подробно освещал это событие). Юрист дал понять: если суд Сатверсме разделит в этой тяжбе позицию Сейма, посчитав, что еще рано анализировать результаты реформы, то через два года, когда первые постреформенные дети окончат 12-й класс, придется подавать повторный иск — уже с прямыми доказательствами в руках. Депутат Рижской думы, сопредседатель ЛКПЧ и активист Штаба защиты русских школ Геннадий Котов призвал к продолжению акций ненасильственного сопротивления с громким озвучиванием более широких требований — решения проблемы массового безгражданства и статуса русского языка, чтобы правящая элита больше не могла делать вид, что нас в этой стране не существует. В Европе знают ЛатвиюПо признанию единственного нашего депутата Европарламента Татьяны Жданок, фраза «А-а, Латвия — это страна, где обижают русских» теперь все чаще звучит в Европе. — Кто-то у нас скептически смотрит на поддержку ЕС, кто-то, наоборот, ее переоценивает, — сказала Татьяна Жданок с трибуны съезда. — Правда где-то посередине. От нас самих зависит, насколько эта помощь будет действенной. Массовый подъем самосознания дал свои плоды: во-первых, в Европе узнали о нашей проблеме, а во-вторых, появилась команда, способная убедительно говорить с европейской политэлитой. Ровно 9 месяцев назад в Страсбуре высадился первый десант латвийских студентов и школьников, которые начали озвучивать проблемы русской общины. За это время — при ожесточенном сопротивлении латвийских правых евродепутатов — сделаны важные шаги для преодоления информационного вакуума. В частности, в рамках Европарламента (ЕП) создана интергруппа по традиционным нацменьшинствам, где за последние месяцы уже несколько раз положение русских Латвии было в фокусе внимания. На очереди еще ряд инициатив: на днях комитет ЕП рассмотрит дело Петропавловского, наши проблемы будут включены в большой доклад, который готовится в комитете по правам нацменьшинств ЕП, вот-вот должен быть принят документ о кодексе пересечения границ ЕС негражданами. Заслуженные овации делегатов съезда вызвало выступление активиста штаба родителя и профессионального психолога Александра Гамалеева. — 1 сентября на митинг должны были выйти сто тысяч человек, но вышло намного меньше, — сказал он. — Люди научились выживать со статусом неполноценных и опустили руки, увидев, что после многотысячного митинга 1 мая ничего не изменилось. Пора освобождаться от иллюзий и обид: на латышей, на Европу, на Россию. Нам никто ничего не должен. И мир, к сожалению, устроен не слишком справедливо. Поэтому давайте надеяться только на самих себя. Государство закручивает гайки — взять хотя бы дело об антифашистах и историю с газетой «Час». Но мы должны продолжать ненасильственно сопротивляться, привлекая на свою сторону прогрессивных латышей. Вместе — против тьмыРусское движение Латвии поддержали и делегаты от Русской партии Эстонии — в частности, с трибуны съезда выступил ее активист Дмитрий Линтер: — Из нас, русских, тоже хотят сделать эстонцев, но происходит это чуть мягче и деликатнее, чем у вас. Что не меняет сути дела. На 2007 год назначена реформа русских школ, и те директора, которые в авангарде подготовки к эстонизации, получают бонусы — средства на ремонт школ, доплаты и прочие блага. Идет ползучая реформа. Мы отдаем себе отчет, что конечная цель эстонской политики — не допустить русских до рычагов власти. Русская партия Эстонии стала действовать более согласованно, подключается и Союз русских Литвы, эта поддержка проходит по всей прибалтийской оси. Наша задача — выступать единым фронтом на любое дискриминационное телодвижение наших властей по отношению к русским. Все ораторы остро ставили вопросы. Так, учитель Владимир Корниенко указал на то, что на самом деле в русских школах нет никакой реформы, а есть латышизация. Учитель из Даугавпилса Александр Васильев напомнил, что государство с 1 сентября 2005 года вводит еще одну реформу — теперь основных школ. Об этом на фоне «главной реформы» не говорят, и напрасно, ибо задача стоит откровенно: усечь и без того краткий курс русского языка и литературы, сократить уроки истории, географии — в пользу информатики и социальных наук. По опросу, проводимому в Даугавпилсе, сто процентов родителей даже не в курсе новшества. По словам бывшего депутата Рижской думы Александра Гильмана, в русские школы пора вернуть изучение истории России: без этой науки культурный русский человек немыслим. Историк и издатель Виктор Гущин еще раз подчеркнул: без проведения всеобщих демократических выборов ни один русский вопрос решен не будет. Поэтому на повестке дня стоит новый — хорошо забытый старый! — лозунг «Латвия — наш общий дом». Сопредседатель ОКРОЛ и активист штаба Михаил Тясин призвал достойно встретить знаковую для всех русских Латвии дату — 4 мая, День латвийской независимости. Этот день, по словам Тясина, уничтожил единство нашего общества. — Дискриминация проходит по всем фронтам нашего общества, — сказал Михаил. — Государственные деятели открыто заявляют о депортации русскоязычных, в органы власти легко проникают люди с расистской идеологией. Мы призываем все демократические силы страны объединиться против «коричневой чумы». А для начала — выйти 4 мая в 11 утра на площадь возле памятника Свободы. В рамках съезда сформировались три рабочие группы — родителей, учителей и школьников, которые выработали свои предложения по демократизации общества. По итогам работы съезда принят ряд документов: резолюция, обращение к делегатам, к латышскому народу, к учителям и администрации русских школ, к европейским организациям, к президенту, председателю Сейма и премьер-министру Латвии, требование проведения демократических выборов. Специальная резолюция была принята в поддержку газеты «Час», преследуемой за политические взгляды. Из Резолюции II Съезда защитников русских школ:Цели движения:незамедлительная и безоговорочная ратификация Рамочной конвенции по защите нацменьшинств и приведение в соответствие с ней закона об образовании и языкового законодательства; восстановление политических прав, отнятых у половины русскоговорящей общины; смена агрессивной националистической политики государства. Средства:поддержка политических сил, делом доказавших свою приверженность указанным целям; проведение ярких акций ненасильственного сопротивления; максимальная консолидация русской языковой общины; поиск сторонников за пределами Латвии и взаимодействие с ними; мониторинг и анализ развития ситуации: фиксирование фактов и тенденций; проведение объективной экспертизы «школьной реформы» и оспаривание правомерности реформы в международных инстанциях.ЧАСЭлина ЧУЯНОВА