Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтКонсультативный совет министерства образования и науки, собравшийся вчера на свое очередное заседание, большинством голосов отклонил предложение ЛАШОР просить министра обратиться к Сейму и правительству о переносе срока реформы средней школы на 2007 год. Из 18 консультантов идею моратория поддержали всего пять человек.Вот эти люди: лашоровец Игорь Пименов, Татьяна Лигута (ЛАПРЯЛ), Татьяна Фаворская (РОвЛ), педагог Людмила Богдане (ОПРШ) и завуч 2-й вентспилсской средней школы Лариса Сапрунова. Увы, расклад сил в этом проминистерском кружке ревнителей латышских ценностей даже не позволяет надеяться, что результаты могли быть иными. — Перед внедрением реформы не было учтено мнение тех, на кого она будет направлена, — обратился к совету Игорь Пименов. — Что не делает эту реформу легитимной, и в демократической стране это стало серьезной проблемой. Мораторий мог бы помочь в конце концов узнать, что же на самом деле думают родители. До сих пор государству не удалось объяснить, для чего нужен переход к обучению в основном на латышском языке. Мне кажется, что все политические силы будут заинтересованы в таком исходе, ибо мораторий позволит всем сохранить свое лицо. Еще до того как поставить на голосование этот вопрос, директор департамента общего образования МОН Гунтис Василевскис, пожав плечами, заметил, что 98 процентов школ нацменьшинств уже получили лицензию на свои программы в рамках пропорции 60/40. То есть формально к реформе готовы. А посему как-то нелогично поднимать вопрос о моратории. Коллегу поддержал советник министра образования Сергей Анцупов. Свои «пять копеек» вставили директор Классической гимназии Роман Алиев и русский Запада Дмитрий Николаев. — В русских школах все равно доминирует родной язык — это язык общения школьников между собой, — заметил первый. А второй предложил устроить общественную дискуссию «Русский диалог — новая страница», пригласив к ней и переговорную группу штаба. Против трехлетнего моратория проголосовала и Марина Романенко из общественной организации «Руна». Позже «Час» поинтересовался у глубоко духовной женщины, матери нескольких детей, ее позицией. — Мораторий ничего не решит. Кроме того, он нас всех усыпит. Надо оставить все как есть и активно работать над созданием русской национальной школы. Срочно нужна рабочая группа обмена мнениями по этому вопросу. У нас уже есть свои разработки, мы готовы поделиться с другими. Надо спешить — дети растут очень быстро. Другой молодой «руновец» был более откровенным: — Между русскими и русскоязычными Латвии огромная пропасть. Мы выступаем за истинно русскую школу, а о русскоязычных есть кому позаботиться. Словом, русские и русскоязычные консультанты сами же зарубили будущее своих школ. Идея моратория, логично исчерпав себя, уступила место другой теме — как создать полноценные национальные школы и почему почти у всех национальностей, проживающих в Латвии, уже есть такие школы, а нет их только у русских. Инициировала обсуждение Лидия Кравченко — председатель КС и директор украинской национальной школы. Она предложила коллегам поддержать обращение к Сейму о выработке нового закона об учреждениях образования нацменьшинств. Консультанты сразу воодушевились. — Что нам тут мудрить с мораторием! — улыбнулась пани Лидия. — Давайте думать, как сделать нашу школу лучше! Вот у нее в школе проблем нет: дети учатся преимущественно на латышском языке, но осваивают несколько предметов и на украинском. А вот нужна ли русским Латвии такая латышская школа с элементами русского фольклора? Можно идти к латышским ценностям в еврейской кипе, в русских лаптях или украинских шароварах. Но вектор движения от этого все равно не изменится. А если так, то какая разница, в какой одежде становиться латышами? Однако в итоге большинством голосов проголосовали за внесение предложения министру образования содействовать разработке закона о школах национальных меньшинств. Что это даст в реальной жизни? Как понял «Час», предполагается, что особый статус этих школ (национальных или нацменьшинственных?) позволит расширить полномочия школьных советов и даст право родителям выбирать язык обучения своим детям. Это подарок министерства образования нашим детям ко Дню знаний. Хотя вовсе не сказано, что этот закон будет разработан, а тем более принят. Сейчас самое главное — не допустить, чтобы в сентябре люди вышли на улицу. А для этого все средства хороши.Элина ЧУЯНОВАЧАС