Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтЗавтра в Большом зале Дома Москвы пройдет родительское совещание по проблемам русского образования. Накануне форума родительской общественности «Час» попросил политиков, профессионалов и «рядовых» родителей ответить на три вопроса: 1. Какова ситуация в сегодняшнем русском образовании? 2. Какова его перспектива? 3. Что делать?Ольга Исакова, директор частной гимназии «Максима», председатель правления ЛАШОР: 1. Каждое образовательное учреждение пытается спастись в одиночку. 2. Педагогические коллективы государственных школ «сдали» русское образование, так что для оптимизма нет оснований. Видимо, отдельные русские школы превратятся в центры билингвального обучения, но основная масса ассимилируется и утратит русскость — типичный путь русской диаспоры за рубежом. Остается слабая надежда, что массовые увольнения и запрос родителей приведут к изменению ситуации. 3. Всем — от школьника до депутата Сейма, честно определиться: насколько мне нужно русское образование. Г-жа Друвиете уже определилась. Борис Цилевич, депутат Сейма от ПНС: 1. Ситуация характеризуется крайним лицемерием: МОН делает вид, что реформа успешно продвигается, педагоги и родители столкнулись с дезорганизацией системы образования. Вместо работы на результат учителя и администраторы считают проценты и ждут, что дальше будет. 2. Изменение ситуации законодательным путем маловероятно. Правящую коалицию мало занимают интересы латвийцев вообще, тем паче русских школьников и их родителей. Нет открытых конфликтов — нет проблемы! Судьба русской школы зависит только от нас самих. 3. Надо оглянуться назад и оценить эффективность форм протеста за последние полтора года. Не мешало бы обратить внимание на опыт косовских албанцев. Речь идет не о том, что они взялись за оружие, а о том, что в ответ на закрытие их школ администрацией Милошевича они создали сеть домашних школ с преподаванием на албанском. В Латвии уже сейчас наблюдается спрос на подготовку к поступлению в вузы по естественным наукам. Виктор Глухов, учитель математики 40-й средней школы: 1. Можно выделить три типа школ: стремящиеся сохранить себя как русские школы (по максимуму используется 40% учебного времени, предлагаются дополнительные занятия на русском), осуществляющие официальный курс на сворачивание русского образования в Латвии, пустившие все на самотек. 2. Будущее зависит от активности русских родителей, учителей русских школ, русской общественности в целом. Если сохраним оазисы русского образования, рано или поздно удастся добиться изменений в законодательстве. 3. Учителям, родителям и общественникам следует понять, к какому типу относится их школа. Ответственным организациям надо добиваться мониторинга качества образования с привлечением международных экспертов. Пора начинать судебные процессы. Иск о поражении в правах граждан ЛР в области образования по сравнению с 1919 г., о дискриминации частных школ по языковому признаку имеют хорошую перспективу в Европейском суде. Давно назрела необходимость создания независимого учительского профсоюза, готового отстаивать интересы учителей русских школ. Нужен консультационный центр для старше- классников по предметам, переведенным на латышский язык. Геннадий Котов, депутат Рижской думы (ЗаПЧЕЛ), сопредседатель Латвийского комитета по правам человека: 1. Сбылись все прогнозы противников реформирования русских школ. Главный негативный результат — у учеников пропадает интерес к учебе. Не только у лодырей, а у самых талантливых и добросовестных. Способ проведения реформы стал для русскоговорящих латвийцев уроком политического нигилизма. Массовые протесты были проигнорированы. Все поняли цену фраз о демократии — для интеграции потеряно еще одно поколение. 2. Администрации школ и родители должны иметь право выбора языка образования. Чтобы профессионалы и родители через школьные советы и собрания обеспечивали оптимальное соотношение латышского и родного языков без ущерба для образования и психики ребенка. Эта норма должна входить в закон об образовании. 3. Спасать русские школы! Осуществление реформы их уничтожает. И для этого следует использовать все возможности: обращаться в суд, получать гражданство и голосовать за «своих» депутатов, использовать весь спектр акций ненасильственного сопротивления. Демонстрировать непреклонную волю русской общины сохранить образование на родном языке. Александр Гамалеев, активист родительского комитета 40-й средней школы, отец четвероклассницы: 1. В нашей школе не произошло существенных изменений. Проблем с преподавателями в средней и основной школе нет. Есть проблема: хорошие билингвальные учебники так и не появились. Тревожит, что история культуры, включая русскую, преподается на латышском. Исследование школьных психологов показало, что две трети десятиклассников чувствуют себя хорошо, одна треть ощущает дискомфорт и тревогу. Это много! 2. Родителей тревожит, как будет сдаваться итоговый экзамен на латышском. Видимо, им придется оплачивать факультативные занятия. Программа школы аккредитована на три года. Не факт, что удастся удержаться на этих позициях. 3. Быть внимательными к тому, что происходит с детьми. Обращаться к администрации и объединяться. В 40-й процедура формирования школьного совета не отличается прозрачностью. Но согласно закону о защите детей можно создавать комитеты защиты детей. Сейчас мы над этим думаем. Анна Соболева,мама шестиклассницы: 1. Тревожит то, что все выданные учебники, кроме русского и литературы, оказались на латышском. Даже словарь по немецкому, который углубленно изучается в нашей школе. Родители за полночь сидят с детьми, пытаясь понять нюансы латышского. Но у детей все равно растет стресс от непонимания. То есть не формируется понятийное мышление, они просто повторяют заученное. Большинство родителей махнули рукой на качество преподавания естественнонаучных дисциплин и интересуются только немецким и получением аттестата. Те, кто побогаче, собираются нанять репетиторов. 2. Школа должна порождать интерес к знанию, развивать творческий потенциал ребенка. А это возможно только при преподавании на родном языке. К тому же сохранившаяся в русских школах российская система преподавания математики и естественнонаучных дисциплин признана лучшей в мире. Недообразованные выпускники неизбежно станут людьми второго сорта и в Латвии, и в ЕС. 3. Нельзя сидеть по кухням — нужно сопротивляться, протестовать. Иначе потеряем наших детей.