Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтВчерашнее заседание консультативного совета по образованию нацменьшинств при министерстве образования прервало предложение ЛАШОР — включить в повестку дня следующего заседания вопрос о моратории на реформу-2004.Большинство советников поддержали это предложение. К ним присоединился и министр образования Юрис Радзевичс (Первая партия), но, вероятно, только затем, чтобы пообсуждать введение моратория, а не замораживать реформу. Основным вопросом повестки дня значились доплаты педагогам, преподающим на латышском или билингвально. Старший референт МОН Лигита Жиделюна признала, что с каждым годом доплаты за преподавание на латышском или билингвально повышаются (в 1998 году было выделено 600 000, а в 2003-м — уже миллион латов), а вот с отчетностью зачастую «мистическая ситуация складывается». Новое положение о начислении доплат призвано систематизировать материальное стимулирование преподавателей латышского и предметников-«билингвалов» в школах нацменьшинств и учителей латышских школ, работающих с детьми из нелатышских семей. Представляющий в совете ЛАШОР экс-председатель организации Игорь Пименов попытался убедить директоров и чиновников направить билингвальные деньги исключительно на повышение качества преподавания латышского, в частности, на разделение классов на группы (из-за нехватки финансирования группы отменили в 2002 году). Однако на защиту никак не прописанного в законодательстве билингвизма грудью встала глава департамента интеграции Эвия Папуле. Она обвинила ЛАШОР в лоббировании… учителей латышского языка. После чего произнесла нечто совсем неожиданное. Согласно ведущему менеджеру реформы-2004: в школах нацменьшинств сколь-нибудь серьезные проблемы с латышским отсутствуют; у учителей латышского вообще следует снять доплаты и передать более «серьезным» предметникам, например, преподавателям математики; главной целью реформирования школ нацменьшинств является не скачок в овладении госязыком, а сдвиг в «содержании образования». По логике вещей после такой эскапады г-жи Папуле, которая всегда яростно выступала за приоритет латышского, должна была бы последовать ревизия пресловутого «содержания образования». Но ничего подобного не произошло. Так что курс на ассимиляционную школьную модель остается неизменным, а лишние латы за билингвизм призваны обеспечить лояльность отнюдь не жирующих педагогов. За «ассимиляционные сребреники» учителям придется изрядно потрудиться: получить официальный сертификат о прохождении курсов и написать индивидуальную программу с подробным указанием, сколько времени будет употребляться латышский на уроке, причем в объеме не менее 50% учебных часов. Так что халява закончилась, пришло время проверок. После обсуждения вопроса о доплатах слово взял Игорь Пименов, который довел до собравшихся решение правления о внесении в повестку дня вопроса о моратории на реформу — замораживании третьей части девятого пункта переходных правил Закона об образовании, предполагающего введение реформы с 1 сентября 2004 года. Голосование дало сенсационный результат: 12 — за, 3 — против (в их числе директор Украинской школы Лидия Кравченко и лояльный «лидер меньшинств» Раффи Хараджанян), Эвия Папуле воздержалась. Подошедший позже министр образования Юрис Радзевичс (Первая партия) заверил, что примет участие в обсуждении вопроса моратория. Правда, сразу после этого признался «Часу», что шансы на его введение практически равны нулю. Покладистость обычно непримиримых советников можно объяснить то ли тем, что из 29 вчера присутствовали лишь 16, то ли сверху поступил сигнал о необходимости «поддержать диалог». Что скрывается за покладистостью членов совета, станет ясно на следующем заседании совета 30 июня. Если к тому времени ЛАШОР не выйдет из состава этой декоративной структуры, как это ранее сделало Русское общество в Латвии. Правительство превратится в ксероксВчера вышло в свет первое интервью Индулиса Эмсиса — официальной газете «Латвияс вестнесис». Это официальная, государством издаваемая газета. Стало быть, и высказывания в ней — официальнее некуда. Эмсис признал, что введение школьной реформы оказалось сложным, но тут же заверил: никаких поблажек не будет. Но чтобы не было больно, правительство великодушно разрешит проводить дополнительные уроки на родном языке и на большом ксероксе размножит методические материалы, которые подготовили «передовики реформы» — те русские учителя, которые ни минуты не сомневались, что среднее образование для русских детей на латышском — благо. Премьер, правда, не уточнил, кто будет оплачивать учителям эти дополнительные занятия — государство, которое хочет провести реформу, или родители, чьи дети в ее результате пострадают. Г-н Эмсис бросил камешек в огород своих предшественников, которые допустили ситуацию до кризиса. «Это было нужно сделать еще раньше, но более всего это нужно сейчас», — заметил глава правительства по поводу диалога между властью и родителями, учителями и педагогами.