Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтОстановить безмозглую реформу можно – именем закона ЛРСлово «демократия», как известно, означает власть народа. В Сатверсме записано, что вся власть в Латвии принадлежит народу. Формально это так, народ избирает своих представителей в органы местной и государственной власти, большинство из которых, как правило, сразу после выборов начинают принимать решения далекие от того, что нужно народу. Отозвать депутатов, которые не выполняют своих предвыборных обещаний, народ уже не может. Каким-либо другим способом контролировать их работу народ тоже не может. Поэтому демократия наша, к сожалению, весьма ограниченна. Ведь наши «восстановители» независимости решили, что «правила жизни» первой республики тридцатых годов это в самый раз для XXI века. Отсюда и проблемы.Наглядный пример: общественное обсуждение реформы-2004. То, что оно было, изо всех сил пытается доказать минобразования.Мол, президент, министры и депутаты встречались с педагогами, родителями, учащимися и вместе искали «ответы на непростые вопросы», а именно как лучше протащить принудительную латышизацию русских школ. Мыто с вами знаем, что все эти встречи сводились к одному сценарию: родители выражали возмущение и несогласие с принудительным переводом 60 процентов уроков на госязык и требовали права самим совместно со школами определять эти проценты. Чиновные гости, а вернее, хозяева, реагировали стандартно: обвиняли родителей в нелояльности и непонимании того, что их детей хотят сделать конкурентоспособными. Родители убеждались, что власти с их мнением считаться не намерены. А гостихозяева ставили очередную галочку в графе «Общественный диалог» для евроэкспертов.Недавний приезд комиссара ОБСЕ Рольфа Экеуса и его высказывания относительно того, что реформа должна обеспечить качество образования, нашими политиканами и чиновниками тут же были истолкованы как поддержка еврокомиссаром реформы. А это ложь. Нет никаких доказательств качественного школьного образования при 22 уроках из 36 в неделю на неродном языке. Особенно если принять во внимание, что примерно 50% учащихся владеют латышским языком на 16 баллов. Никто, в том числе и сами «реформаторы», не сомневается в том, что реформа принесет и уже приносит только вред русским детям.В любой подлинно демократической стране парламент и министерства принимают решения только после достижения компромиссов с социальными группами либо их общественными организациями, к которым эти решения относятся. Убогая демократия Латвии, превратившаяся фактически в националистическую диктатуру, такого не допускает.«Диалог» по реформе начался, если помните, с «демократических» запретов родителей в школу не пущать. Затем в латышских СМИ началась настоящая истерика по поводу «грязных политических манипуляций по втягиванию детей в политику». Затем публичные оскорбления русской общины со стороны бывшего министра образования, имя которого даже стыдно упоминать. И пошло, и поехало. Вместо диалога вопли о нежелании изучать госязык, интегрироваться и прочий бред. При этом никто из чиновников и политиканов не пытался и не пытается дать обществу честный ответ: как получить среднее образование тем детям, которые не могут изучать предметы на госязыке. Даже неизбежный провал реформы в течение уже двух месяцев в большинстве школ политиканы и чиновники не хотят замечать или делают вид, что не замечают. Ну что ж, мифология и репрессии это единственные средства построения «латышской Латвии». Что значит общественный контроль в школеМногие школьные безобразия творятся изза отсутствия общественного контроля со стороны родителей. Но ведь это святое право родителей защищать собственных детей от нарушений их прав в школах. До демократии в наших школах еще далеко. Да, в школах есть советы, родительские комитеты и клубы, ученические советы. Но многие существуют чисто формально.Я хочу обратиться к родителям. Или мы идем в школы в советы и родительские комитеты, или реформа «укатает» наших детей до среднедебильного уровня. Чем заниматься в этих советах и комитетах родителям? Контролировать соблюдение прав детей на уроках и вне уроков.Основные права детей обозначены в законе о защите прав детей, который псевдореформа, по нашему мнению, грубо нарушает. Пора уже готовить судебные иски, а для этого необходима юридическая основа. Вот эта основа.Статья 6 пункт 3:Защита прав детей осуществляется в сотрудничестве с семьейЭто означает, что любые нововведения в школах, а также их результаты администрация обязана обсуждать с родителями. В середине учебного года уже нужно попросить (потребовать) у администрации отчитаться по результатам обучения на госязыке и сравнить с тем, что рассказывают дети. Думаем, отличия будут разительные.Статья 8 пункт 2:У ребенка есть право на сохранение своей идентичности.Согласно Закону об образовании, школы, работающие по программам образования нацменьшинств, обязаны создавать такие компоненты или курсы, а государство обязано их финансировать. Товарищи родители, пора уже требовать такие курсы, ведь во многих школах их вообще нет!Статья 11 пункт 1: Государство обеспечивает всем детям права и возможности получить образование в соответствии со способностями каждого.Это могильный камень для реформы-2004. Ведь примерно у половины учащихся способности таковы, что большинство предметов для них следует преподавать на русском языке либо в легкой форме билингвизма, но никак не на госязыке! Статья 63 пункт 1 подпункт 2:Министерство образования и науки обеспечивает доступность и качество образования. Вот это самое качество и будем требовать. Пусть сами дети оценят количество учащихся в каждом классе, которые не могут успешно выполнять задания на госязыке или билингвально. Параллельно с этим родителям необходимо посетить с разрешения учителей хотя бы два-три урока на госязыке. Качество определяется тем, каковы результаты работы учащихся, которые выражаются в устных и письменных ответах. Сколько таких учащихся выполнили все задания и упражнения на уроке легко выяснить после урока. Эти результаты весьма важны для предстоящих бесед с администрацией и чиновниками, которые будут уверять нас в том, что реформа «идет по плану».Статья 66 пункт 2 подпункт 3:Самоуправление в соответствии с законами обеспечивает права ребенка в получении общего среднего образования и оказывает ему помощь в получении профессионального образования. Эта статья дает нам право на обстоятельную беседу с депутатами местных самоуправлений по результатам обучения. Только эти результаты надо иметь на руках, чтобы вести предметный разговор. Как видим, возможности для отмены безмозглой реформы есть. Родители, создавайте школьные комитеты, делегируйтесь в советы и беритесь за работу! Никто ее вместо нас не сделает.Согласно Закону об образовании, родители имеют право: регулярно получать информацию от классных руководителей и учителей-предметников об успеваемости детей; в начале каждого учебного года знакомиться с планами воспитательной работы в школе и в классах, где обучаются их дети, и предлагать мероприятия для этих планов; посещать с разрешения учителей уроки и воспитательные мероприятия в классе, где учатся их дети, воспитательные мероприятия в школе; избираться в родительские комитеты классов и школы, в совет школы; с разрешения администрации проводить в школе собрания по вопросам, относящимся к работе школы; создавать родительские клубы и приглашать на их заседания специалистов в области образования, здоровья, юриспруденции, психологии и других; участвовать в обсуждении программ образования, моделей билингвального образования, распределения языков преподавания в средней школе; создавать родительский фонд для поддержки школы; регулярно получать информацию и выдвигать предложения по вопросам обеспечения школы учебными пособиями и оборудованием.Яков ПЛИНЕР, председатель фракции ЗаПЧЕЛ в 8м сейме, доктор педагогических наук;Валерий БУХВАЛОВ, учитель-методист, доктор педагогических наук.