Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайт(Проект, предложенный Оргкомитетом Съезда)1 мая 2004 года Латвийская Республика станет членом Европейского Союза. Поскольку на этапе расширения Европейский Союз не уделял достаточно внимания выполнению Латвией политических критeриев членства в ЕС, страна готова принести с собою в союз серьезные гуманитарные проблемы.Латвийская Республика де-факто является двухобщинным государством. На сегодняшний день 58.2% населения считают родным языком латышский, 37.5% – русский, 4.3% – другие языки. Де-юре это факт проигнорирован. После провозглашения независимости в начале 90-х годов, в результате юридических махинаций большая часть русской общины страны была лишена гражданских прав и, следовательно, возможности влиять на принятие политических решений. Представители русской общины оказались исключены из исполнительной власти. В стране создалась уродливая система псевдодемократии, при которой распространение получила дискриминация по этническому и языковому признаку. Латвийская Республика является единственной страной-кандидатом в ЕС, отказавшейся ратифицировать Рамочную конвенцию по защите национальных меньшинств.Русский язык был фактически запрещен к использованию в официальной сфере, но сохранился в системе школьного образования. В 2002/2003 учебном году 29.3% школьников обучались преимущественно на русском и 0.4% – на других языках меньшинств. Система школьного образования на русском языке в Латвии имеет столетнюю историю и пережила все тоталитарные режимы. До сих пор такое образование востребовано обществом, обеспечено учебниками, методиками и учительскими кадрами. В соответствии с Законом об образовании, принятым в 1998 году, все средние школы национальных меньшинств должны были перейти исключительно на латышский язык обучения с 1 сентября 2004 года. Осознание русскими Латвии нависшей над детьми опасности (утрата этнической идентичности, резкое ухудшение качества знаний из-за принудительной смены языка обучения) привело к массовым акциям ненасильственного сопротивления. В результате в феврале 2004 Сейм Латвии был вынужден принять косметические поправки к Закону об образовании, которые предполагали перевод уже не менее 60% предметов в меньшинственных школах на государственный язык и сдачу всех выпускных экзаменов на латышском языке. Выдаваемый за компромисс закон не устроил русскую общину, поскольку был принят без ее согласия и даже без консультаций с ее представителями. Протестуя против уничтожения меньшинственного образования, против навязанной силой пропорции языков обучения, ученики старших классов русских школ, поддержанные родителями и учителями, общей численностью до 20000 человек, несмотря на сильные морозы зимы 2004 года, многократно проходили маршем через весь город, организовывая акции протеста у Парламента и Президентского дворца. Правительство Латвии отказывается учитывать интересы без малого половины собственного народа, отказывается вести диалог по проблемам жизненно важным для русской общины страны, для национальных меньшинств. Находящиеся у власти политики сознательно ведут страну к открытому этническому конфликту, близкому по своему драматизму и динамике к недавним межэтническим столкновениях на Балканах. Мы считаем необходимым уже на ранней стадии возникшего в Латвии этнического конфликта учесть опыт македонского урегулирования, зафиксированный в Охридских соглашениях, принятых в 2001 году при посредничестве ЕС, США, НАТО и ОБСЕ.Съезд предлагает Европейскому Парламенту вновь поставить вопрос о выполнении Латвией Копенгагенских политических критериев членства в союзе. Мы предлагаем Еврокомиссии использовать все имеющиеся в ее распоряжении рычаги для стимулирования властей Латвии к диалогу с русскоязычной общиной. Съезд считает необходимым возобновление процедуры мониторинга Латвии со стороны Совета Европы. Мы просим также Совет Европы взять на себя функции инициатора и посредника в диалоге между русскоязычной общиной и государством. На съезде избрана полномочная делегация, представляющая интересы русской общины на возможных переговорах. 6 марта 2004 года