Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтОшибается тот, кто утверждает, что в Латвии сложился режим политической этнократии — это когда все государственные вопросы решаются в пользу одной национальной общины и за счет другой. Это не совсем так. Все–таки у нас не пещерный этнократизм, а демократический. Судите сами. В 1998 году этнодемократическое большинство сейма приняло новый закон об образовании, который усугубил раскол в обществе. Тогда никаких дискуссий по реформе–2004 не было. Да и быть не могло — 6–й сейм заканчивал свою работу, депутатам было не до дискуссий, многим надо было искать хлебные места, ибо в новый, 7–й, сейм они не прошли.Дискуссии начались в 2003 году, когда после откровенно провокационных, а позднее и оскорбительных заявлений тогдашнего министра образования К. Шадурскиса был создан Штаб защиты русских школ и начались собрания родителей с публичными заявлениями о неприятии «людоедской» реформы ни в каком виде.Наконец мы увидели сущность этнодемократии в действии. Напомним, что в то время закон определял нашим детям обучение в 10–х классах только на госязыке с 1 сентября 2004 года. Умеренные националисты в сейме поняли, что штаб — это не имитация, что это до победы. То есть до полной отмены реформы. И хотя ярые националисты из «ТБ»/ДННЛ требовали «ни шагу назад», пришлось наступить самим себе на горло и остановить «песню», которая многие годы «пелась» очень легко и красиво, особенно для еврокомиссаров — «нацменьшинства с радостью относятся к школьной реформе».Вот тогда впервые был достигнут компромисс между нацрадикалами и просто националистами. С представителями русской общины никто не собирался вести никакие переговоры. Этнодемократия проявила себя во всем блеске и нищете. Внешне все выглядело пристойно — в консультационном совете при минобразования прошли дискуссии с участием представителей двух русскоязычных общественных организаций, и латышское чиновничье большинство этого совета решило, что реформа должна состояться. (У нас, кстати, все советы такие — большинство представителей титульной нации, даже если решаются вопросы нацменьшинств.)Заметим, что члены двух русскоязычных общественных организаций представляли в этом совете самих себя, русская община их туда не делегировала, однако они пытались противостоять реформе как умели. И невдомек, видимо, было общественникам, что своим участием в этом псевдосовете они помогают красивой игре, именуемой этнодемократией. Ведь после этих советов министр образования неоднократно публично заявлял, что реформа обсуждалась с представителями нацменьшинств, хотя это только маленький кусочек правды.Личные амбиции лидеров этих двух организаций принесли больше вреда, чем пользы, — смягчить реформу на совете им не удалось, зато властям был дан карт–бланш. Власти начали врать обществу и еврокомиссарам об «успешном завершении диалога по реформе».Штаб похоронил «латышскую Латвию» За все время после восстановления независимости нашего государства ни разу не создавались столь представительные объединения или группы людей с целями, направленными против вопиющей несправедливости законов. Штаб стал прецедентом, момент создания которого привел в шок всю националистическую элиту. Это точка отсчета, это полный провал национальной политики и конец идеи «латышской Латвии». А ведь так старались, тринадцать лет пудрили мозги всем, кому могли, рассказами об «оккупации и ее тяжелых последствиях». Властям уже казалось, что еще немного — и русская община в Латвии будет восприниматься в Европе, как турецкая в Германии. Но не случилось. Штаб помог. Пришлось в срочном порядке идти на компромисс, правда, компромисс, как уже было сказано, между радикальными и умеренными националистами.В результате появились пресловутые проценты: 60 и 40. С русской общиной никто пока договариваться не хочет. Многочисленные акции протеста, организованные штабом, ясно показали властям, что политическая авантюра, именуемая реформой русских школ, не пройдет. Апофеозом борьбы за русские школы стало проведение съезда защитников русских школ, выдвижение требований по изменению реформы образования и избрание полномочной переговорной группы, а также заявление об уважении к латышскому языку, латышам и Латвии. С точки зрения здравого смысла, съезд предложил правительству и сейму хороший компромисс — дайте возможность самим школам определять выбор языков преподавания предметов и направьте финансирование на повышение качества преподавания госязыка. Никто не покушается на госязык, но давайте не будем превращать преподавание наук и искусств в преподавание госязыка.Прошло несколько месяцев, как были отправлены обращения съезда во все органы власти с требованием провести переговоры, и… тишина. Лишь министр интеграции г–н Муйжниекс в одном из своих интервью заявил, что с переговорной группой — никаких переговоров! Г–на Муйжниекса можно понять, еще пару лет назад он публично пел совсем другие песни о демократии, разумной этнополитике и даже пытался поставить под сомнение священный символ нацрадикализма — саму реформу. Теперь он в правительстве, и, как обычно у нас бывает, пришло время искупать прошлые «заблуждения». Вот он и старается. Согласитесь, непросто доказать свою лояльность нацрадикализму после стольких лет грешных «демократических шатаний». Но г–н министр, человек западной демократии, где за деньги все продается и покупается, в том числе и убеждения, смог быстро перестроиться, и мы увидели его настоящее политическое лицо.987 представителей практически всех регионов Латвии выбрали и доверили переговорной группе поиск компромисса по реформе с властями, а власти отказались его вести. Вместо этого на переговорную группу натравили полицию. На большинство переговорщиков уже составлены административные протоколы, и они либо уже оштрафованы, либо скоро будут оштрафованы, а может быть, и подвергнуты другим наказаниям. Начались нападки на общественные организации, которые вошли в состав штаба. Дальше всех пошли «национальные ястребы» — внесли в сейм законопроект об ужесточении ответственности за призывы к административным нарушениям. Стало окончательно ясно, что этнодемократия пытается всеми правдами и неправдами спасти свое доминирующее положение на политическом олимпе. Вынуждены огорчить власти — наша борьба за сохранение русских школ только начинается, и мы не обещаем им спокойной жизни.Чтобы хоть как–то оправдать себя в глазах общественности, новое правительство решило начать что–то похожее на диалог по решению проблемы реформы. Г–н Эмсис самоуверенно заявил, что до 1 сентября все острые вопросы реформы якобы будут сняты и при этом закон изменен не будет. Реформа впала в кому, стало понятно, что даже в виде пресловутых 60% и 40% она не жилец. Лидер одной согласной со всеми партии тут же услужливо поддакнул, мол, надо понимать, что никто не хочет выйти из этой ситуации проигравшим. И назначил своих партийных товарищей, не пользующихся авторитетом у русской общины, вести переговоры с правительством.А нам, например, глубоко наплевать на личные политические рейтинги кого бы то ни было, нас интересует судьба русских детей, которые не смогут или будут с большими перегрузками и страданиями учиться преимущественно на госязыке. Мы устали слушать этот политический бред о повышении конкурентоспособности при обучении на госязыке, мы хотим услышать конкретный ответ на вопрос: когда начнутся переговоры с уполномоченной группой съезда, которую избрали делегаты русской общины Латвии. Съезд не давал никаких полномочий ни г–ну Пименову, ни г–ну Дозорцеву, они не могут представлять наши интересы. Ни тот ни другой не являются профессионалами в области образования, ни тот ни другой никого, кроме самих себя и своей партии, не представляют. Странно, почему не пригласили к переговорам других «карманных русских» типа г–на Николаева и иже с ним?Попытка имитации переговоров, в результате которых «смертная казнь» русским школам не отменяется, но условия «казни» будут облегчены, нас не устраивает и ни к чему не приведет. Стало ясно, что это очередной ход властей затянуть решение проблемы до 1 сентября в надежде, что учебный год начнется и все само собой пойдет, и как–нибудь эти русские успокоятся. Ничего само собой не пойдет и не успокоится.Качества вам никто не обещалОдин из авторов этой статьи, являясь родителем ученика 10–го класса, которому предстоит учиться преимущественно на госязыке, в составе группы родителей беседовал недавно с директором школы. Рефрен беседы был кратким, но очень конкретным: да, школа заявила о своей готовности к реформе, да, наши учителя как смогут, так и будут преподавать на госязыке. Но ведь мы не обещали и не обещаем качества среднего образования, мы и на русском–то это самое качество даем с большим трудом.Вот так, не больше и не меньше! Учить будем, но что из этого получится, не знаем. Такое отношение к нашим детям и к будущему русской общины, которую уже открыто начинают принудительно ассимилировать, не может остаться без ответных действий с нашей стороны. Пора ставить вопрос в иной плоскости — культурно–образовательная автономия с перераспределением налогов. Мы сами на свои налоги будем содержать свои школы, театры и библиотеки. Поэтому сейчас главная задача — создание Объединенного конгресса русской общины Латвии.Что касается борьбы за русскую школу, то пора готовиться к похоронам реформы. Обращаем внимание родителей на то, что в сентябре начнутся выборы в школьные советы, и задача активных родителей войти в состав советов, чтобы изнутри смягчать пресловутую реформу. Дополнительно к этому пора начинать готовиться к манифестации 1 сентября, общешкольной забастовке и готовить судебные иски в защиту наших детей. Уверены, что общими усилиями мы поможем властям похоронить не только «людоедскую» реформу, но и этнодемократию, в рамках которой нет места нашим школам. Вместе все у нас получится.