Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтВ свое время я училась в школе по учебникам, над которыми работали целые академии и институты и в которых перечисление редакторского коллектива со всеми научными званиями и регалиями занимало полстраницы. Теперь такую книгу может написать по своему желанию любой учитель, а издать — любое частное издательство, и наши дети будут по ней учиться.Обычно с предложением написать тот или иной учебник выступает сам издатель. Он держит руку на пульсе времени, интересуется стандартами образования и всегда в курсе, какие пособия окажутся востребованными в скором времени. Издатель выбирает по своему усмотрению автора и предлагает ему сотрудничество. С рукописью (если это учебник) издатель отправляется в Министерство образования и науки, где эксперты изучают предложение и выносят свое письменное заключение, разрешая или не разрешая использовать книгу в школьном обучении. Если это учебное пособие, то достаточно согласовать его содержание с ассоциацией учителей-предметников. Этим вопросом тоже занимается сам издатель. Иногда бывает наоборот — приходит автор и предлагает свое детище. Процедура утверждения та же. По второму пути пошла Рижская классическая гимназия, предложив Алексею Жучкову, возглавляющему издательство Retorika, выпустить в свет билингвальные пособия, написанные преподавателями этой гимназии. Если учебники выпускают, значит, это кому-нибудь нужно. Но что заставило педагогов и частного издателя заняться, в общем-то, некоммерческим проектом? Мы предложили организаторам этого содружества прокомментировать ситуацию.Роман АЛИЕВ, директор Рижской классической гимназии:— Да, действительно, раньше учебники разрабатывали академики, и мы на своей, так сказать, шкуре испытали их академичность. Они были достаточно сложны. Но у них имелся огромный плюс — учебные пособия были системны, и методика подачи материала отрабатывалась годами. Сегодня появилось огромное количество новых методик — интерактивных, групповой работы, развивающего обучения. Пришли новые технологии, мы уже используем в обучении компьютерные программы. Раньше в Латвии был научно-исследовательский педагогический институт, сейчас его нет, и наши ученые за эти годы отошли от работы над учебными пособиями. Учитель-практик чувствует детей, он с ними работает, он знает их психологию. Академик видит широко, и поэтому, в идеальном варианте, это должен быть тандем. Но пока мы вынуждены обходиться своими силами.Алексей ЖУЧКОВ, руководитель издательства Retorika:— На самом деле мы ничего нового не изобретаем. По стандарту учебник должен готовиться несколькими людьми. В творческий коллектив, по идее, должны входить: наука, т.е. действующий ученый; школьный учитель, желательно методист; школьный психолог и, как правило, привлекаются другие специалисты-предметники — вот коллектив, который может сделать очень хороший учебник. Пока у меня в издательстве эта схема работает. В 2000 году в Retorika вышел учебник для латышских школ «Просто по-русски». Его готовили методист, преподаватели наших вузов и учителя. Вы знаете, за ним стоит очередь. В случаях с билингвальными учебниками Классической гимназии науку представляет Роман Алиев, доктор педагогических наук, а всех остальных — его коллеги по гимназии.