Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтПрезиденту Латвийской Республикигоспоже Вайре Вике – Фрейберге,Председателю Сейма латвийской Республикигоспоже Ингриде Удре.Президенту министров Латвийской Республикигосподину Индулису ЭмсисуОткрытое письмоРазделяя озабоченность директора латвийского центра по правам человека и этническим исследованиям г-жи Илзе Брандс Кехре, исполнительного директора Международной ассоциации гражданского просвещения Civitas international, Брюссель, г-на Гунтарса Цатлакса, экс – президента министров латвийской Республики г-на Андриса Берзиньша и других подписантов обращения к вам по проблеме сложившейся вокруг реформы образования 2004, мы считаем, что реформа образования Латвии по отношению к детям нацменьшинств непрофессиональная и изначально излишне политизирована.Она не служит ни интеграции общества, ни повышению качества знаний учащихся, ни повышению конкурентоспособности на рынке труда выпускников школ, реализующих программы образования нацменьшинств.Пропорция 60:40 с 1 сентября 2004 года начиная, с 10-х классов средних школ и 1-х курсов МТУ и экзамены за курс средней школы на госязыке с 2007 года являются чисто популистским решением и не имеют под собой никаких научных оснований.Так называемую школьную «реформу 2004» не приемлют ни родители, ни учащиеся, ни учителя. С 23 мая 2003 года по 1 июня 2004 года в акциях протеста против реформы приняли участие около 200 тысяч человек. за обучение на родном языке и качественное изучение латышского языка экс министру К.Шадурскису были переданы 107 тысяч подписей; 6800 подписей были собраны и 15 апреля 2004 года.Неподготовленное билингвальное образование и попытки досрочной реализации реформы уже привели к печальным результатам – нервным стрессам, психологической напряженности, снижению качества знаний, увеличению заболеваемости и второгодничеству детей.В Латвии 19% детей оставляют учёбу раньше времени; многие вообще не посещают школу. Среди 22-х летних со средним образованием (71,2%), мы занимаем последнее место из 10-и новых государств Евросоюза.Мы убеждены, что для блага Латвии необходимо, во-первых срочно объявить мораторий на реформу.Во-вторых, определить, что основной язык обучения, степень билингвизма и изучение отдельных предметов на госязыке по каждой школе нацменьшинств должен определять её Совет (старшеклассники, родители, учителя, администрация), а экзамены в объеме и порядке установленном МОН, надлежит сдавать на том языке, на котором изучался учебный предмет.В-третьих, учебный предмет «латышский язык и литература» заменить на два учебных предмета: «латышский язык» и « латышская литература» , увеличив количество уроков в неделю с 4-х до 6-и(4+2).При наполняемости классов 25 учеников и более, необходимо делить класс не этих уроках на две группы.В-четвёртых следует при МОН создать департамент образования нацменьшинств; уменьшить в классах школ нацменьшинств минимальную наполняемость учащихся.В–пятых, возобновить подготовку учителей для школ нацменьшинств в финансируемых государством вузах. В–шестых, необходимо работать над повышением уровня воспитанности учащихся (ни в законе об образовании, но в законе об общем среднем образовании ни слова не сказано о воспитательной работе в школе).В–седьмых, следует повысить ответственность МОН и директоров школ за повышение качества знаний учащихся в то числе и за уровень владения государственным языком.Не сомневаемся, что реализация вышеназванных мер снизит напряжение в обществе, послужит во благо нашей стране.Сопредседатель политического объединения ЗаПЧЕЛ, докторматематических наук Татьяна ЖаднокСопредседатель политического объединения ЗаПЧЕЛ, доктор педагогических наук Яков Плинер