Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтЗаконы об образовании и всеобщем образовании наделяют школьные советы достаточно широкими функциями, однако на практике эти органы самоуправления редко используют весь спектр своих возможностей. Чаще играют роль карманной структуры при школьной администрации. Причина и в пассивности самих родителей.Права и обязанности»Кто желает стать членом родительского комитета?» — с такого вопроса начинается первое родительское собрание в каждом классе. Желающих обычно не находится, и тогда состав комитета выбирается просто по алфавиту. А будь родители поактивнее, они могли бы напрямую влиять на жизнь родной школы. О том, какими полномочиями наделены школьные самоуправления, рассказывает главный специалист по школам нацменьшинств департамента образования Риги Елена Матьякубова.— Школьные самоуправления, появившиеся согласно Закону об образовании (который вступил в силу в 1999 году), заменили существовавшие ранее родительские комитеты. Разница принципиальная, так как в советы вошли не только представители родителей, но и учеников, педагогов, самоуправлений и учредителей школы. И в обязательном порядке руководитель учебного заведения. А если посмотреть типовое положение об учебном заведении, утвержденное МОН, то там упомянуты и «представители других организаций» — государственных и общественных. Во всех законах сказано, что именно представитель родителей должен возглавлять самоуправление школы, и именно родителей должно быть большинство в совете.Типовое положение о совете школы должно быть в каждом учебном заведении. Именно оно и регламентирует права, систему выборов и количество членов этого самоуправления. Чаще всего оно состоит из 7–9 человек. Задачи оно может решать самые разные: вырабатывать предложения по развитию учебного заведения, учитывать поступающие на счет школы пожертвования и регулировать их использование, осуществлять деятельность фонда поддержки данного учебного заведения и решать все организационные вопросы, связанные с проведением мероприятий. Посмотрим, что же кроется за этими сухими фразами.Экспертиза и забастовкаК примеру, сбор пожертвований в фонд поддержки школы. Через него мы, родители, оплачиваем ремонты классов и дополнительные часы иностранных языков, а теперь уже и родного языка, который в связи с реформой некоторые школы сократили до минимума. А если, к примеру, родители 10–х классов захотят заказать экспертизу и выяснить, как влияет обучение на неродном языке на качество знаний и здоровье их детей? По словам Е. Матьякубовой, в случае необходимости, если совет школы большинством голосом проголосует за такое решение, то вполне может и заказать, и оплатить экспертизу.А теперь что касается проведения мероприятий. В прошлом году, как мы помним, русские школьники активно участвовали в забастовках в учебное время. Тогда оправдательным документом считалась справка от родителей, и многие демонстративно писали, что их ребенок пропустил уроки из–за участия в митинге против реформы–2004. Сентябрьская забастовка провалилась, в частности, из–за того, что директора отказались принимать подобные справки и грозили за прогулы отчислять из школы юных забастовщиков. Оказывается, школьный совет может регулировать и этот вопрос! Конечно, срывать уроки — это нарушение закона. Но предложить провести в этот день, например, день здоровья совет школы может. А там ребята, выполнив программу этого мероприятия, могут спокойно отправляться на митинг.Не секрет, что в некоторых школах «латышский блок» директора довели до 80%. Жалуются родители и на учителей, которые ведут предметы на госязыке. Причем недовольство вызывают и педагоги, плохо владеющие латышским, и педагоги, которые достигли «перфекта», но игнорируют просьбу учеников делать пояснения на русском языке. Ведь в первом случае ученики вообще не могут понять путаную речь учителя с проглоченными окончаниями, а во втором случае учитель явно нарушает установку МОН на индивидуальный подход к каждому ученику. Может ли школьный совет потребовать изменения учебных программ, смены билингвальных моделей, замены одного учителя другим?Все в наших руках! — Не хотелось бы, чтобы между администрацией школы и родителями начались конфликты, которые нанесут вред всем. Поэтому все вопросы должны решаться методом убеждения, — считает Е. Матьякубова. — И во многих школах, как я знаю, директора учитывают мнение родителей. Если они обоснованны! Причем с такой инициативой могут выступать и выступают даже родительские комитеты класса. Что касается языковых пропорций и смены моделей, то изменить уже лицензированные учебные планы и утвержденные билингвальные модели, на основе которых школа прошла аккредитацию, мне представляется крайне сложным. Родители должны были этими вопросами интересоваться раньше — пока они находились в стадии разработки. Но если родителям понравилась иная модель, то они могут предложить директору лицензировать другую учебную программу, по которой уже будет учиться новое поколение школьников.— Но ведь и билингвальные модели, и отреформированные 10–е классы — это, по сути, эксперимент, результат которого неизвестен! Если в процессе этих нововведений родители видят их негативные последствия, почему они не имеют права что–то изменить? А вместо этого директора ссылаются на то, что дети в целом учатся неважно, поэтому нечего заниматься политикой, лучше вместе с ребенком делать уроки. Кстати, родители отличников не жалуются.— Директорам сейчас тоже нелегко, ведь они только начали вводить реформу. Это надо учитывать. А вот то, что родители отличников не жалуются на появившиеся в связи с реформой трудности, как раз неудивительно. Эти дети способны справиться с новыми требованиями, и их проблемы менее заметны, чем проблемы тех, кто обладает меньшими способностями. Закономерно, что именно последние и будут испытывать больше проблем. И родители не просто должны, а обязаны эти вопросы отслеживать. К тому же директор не может знать о проблемах каждого своего ученика, а для родителей его ребенок — единственный и неповторимый! Папы и мамы все эти вопросы должны обсуждать прежде всего с классным руководителем. А только потом, в случае необходимости, обращаться к завучу и директору. Совет школы все же должен заниматься глобальными проблемами, и когда я слышу обвинения в том, что эти советы являются «карманными» и исполняют волю администрации, мне хочется сказать: «Какой совет вы выбирали, такой и получили!»