Штаб защиты русских школ, официальный сайт

Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайтЕсть ли образование в Латвии? — ответить на этот вопрос ничуть не легче, чем на вопрос, есть ли жизнь на Марсе. Но участники традиционных философских семинаров Seminarium Hortus Humanitatis все-таки попытались…- так образно охарактеризовали эксперты систему образования в ЛатвииУвы, они пришли к неутешительным выводам. Первый: образования в Латвии нет, а есть обучение, подготовка. Второй: современная школа не учит добывать знания, а дает их в готовом виде. Третий: в стране немало людей с высшим образованием, но без среднего. Четвертый: в стране нет науки. А в целом ситуацию впору оценивать как тупиковую. Дискуссия о месте образования в современном обществе ожидается в апреле, а недавно в галерее Anna прошел подготовительный мозговой штурм. Приятно удивило, что тема заинтересовала и профессуру, и школьников. В результате обсуждения был создан, условно говоря, черно-белый набросок ситуации в Латвии. Картина получилась убогая. Так, интеллектуальная элита (в том числе и латышская) пришла к выводу, что Латвия никогда не была страной с богатыми научными, университетскими традициями. Однако это не помешало ей пойти по пути стандартизации образования, разрушения и без того слабых научных обществ. Несмотря на наши усердные попытки следовать западным учебным образцам, мы до них не дотягиваем. По идее, выпускник латвийской средней школы должен без труда поступить в любой европейский вуз, тем более сейчас, когда Латвия стала участницей Болонского соглашения. Но пока это лишь теория. По словам учителя и исследователя Сергея Мазура, несопоставимость бюджетных расходов на образование в Латвии и в развитых странах очевидна, а, кроме того, установленная у нас плата за обучение не соответствует уровню жизни. Это со временем урежет и без того тонкий слой интеллигенции. Часть которой уже и так уехала из нашей страны. «Семинаристы» сошлись на том, что качество местного образования неумолимо падает. Впрочем, как кто-то верно заметил, это и образованием-то назвать трудно. Так, обучение. Или, скорее, даже подготовка — сначала к выпускным школьным экзаменам, а потом — к узкому профессионализму. — Принятая на Западе система, где устные экзамены отсутствуют, не способствует получению образования, — обратил внимание профессор психологии ЛУ Олег Никифоров. — Мы тоже перешли на тестовую систему, в результате речь у многих молодых людей неразвита. А составляют эти тесты чиновники, которые зачастую не знают содержания образования в средней школе. Притча во языцех — зачет по музыке для 7-го класса, где были такие понятия, которые изучаются в консерватории. Учителя, не говоря уже о детях, были в ужасе. Проблема в том, что школа дает готовые знания, а не учит добывать их. Несмотря на то, что есть Интернет, справочная литература, основной принцип современного обучения — «не думай, а знай!». Творческого подхода к развитию интеллекта учеников нет. Нет и экспериментальной базы — чтобы ученик мог сам прочувствовать, посмотреть, «пощупать», например, закон Ньютона, увидеть химическую реакцию. Ученик 12-го класса одной из рижских средних школ сравнил местное образование с плохо прожаренным куском мяса. Если его съесть, можно и концы отдать. Школу сотрясают постоянные реформы — все это лишает молодого человека стимула учиться, из школы ушла идея. Человек вынужден все время приспосабливаться к новым обстоятельствам. Сейчас много образовательных версий (советская, западная, американская) — и все они сырые. Надо хотя бы одну доработать, но для этого необходима профессиональная группа опытных «поваров», которые бы разработали наконец рецептуру съедобного, а в идеале — еще и полезного «блюда». Участники дискуссии заметили, что в Латвии нет организации, которая бы собирала и обобщала возможности выбора учебных моделей и систем. Министерство образования этим не занимается, НИИ педагогики больше не существует. Наука у нас имеется лишь в виде проектов и грантов, которые оплачиваются Европой и Америкой: что нам закажут, то мы и делаем. И результаты этих грантов соответственно уходят туда же. Отсюда и утечка мозгов: до 70 процентов молодежи желает уехать из Латвии. Образование — это то, что остается, когда знания уже забыты. А если знания забыты и образования не было? Вопрос, конечно, интересный…