Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайт- такой вывод сделал вчера латвийский премьер Индулис Эмсис после часового общения с девятнадцатью директорами латвийских школ нацменьшинств. Последние, кстати, получили уникальную возможность накануне введения реформы поделиться с президентом министров своими сомнениями. Но использовали эту возможность совсем для другого…Надежды на законВпервые за много лет глава правительства пригласил на встречу администраторов нелатышских учебных заведений. Что вполне объяснимо: приближается час Х . Ведь именно так воспринимает 1 сентября 2004 года русскоязычная общественность Латвии. — Мы все с нетерпением ждем 1 сентября, — обратился к директорам г-н Эмсис, — ведь нет ничего важнее образования. Тем более сейчас, когда наша маленькая страна вынуждена конкурировать с большими и развитыми государствами. Хочу услышать от вас, как вы подготовились к 1 сентября. Пожалуйста, рассказывайте свои новости — как хорошие, так и плохие. Первой взяла слово директор Украинской школы и председатель Консультативного совета по образованию нацменьшинств при министерстве образования (КС МОН) Лидия Кравченко. Она поблагодарила премьера за поддержку в создании рабочей группы для подготовки проекта закона о школах нацменьшинств. В ответ Эмсис пообещал, что этот закон станет своеобразной гарантией того, чтобы народы, населяющие Латвию, имели возможность сохранять и развивать свою культуру и язык. Пока, впрочем, не совсем понятно, какие принципиально новые нормы будут заложены в этом законе и насколько он расширит полномочия школ в выборе языка обучения. Директора «за»Почти в самом начале встречи приглашенные директора принялись развеивать опасения властей относительно реформенного противостояния и продемонстрировали поразительное единство во взглядах. Договорились даже до того, что язык обучения никоим образом не влияет на качество образования. Раскачал эту тему директор Классической гимназии и член КС МОН Роман Алиев: — Во многих школах, в том числе и в нашей, уже давно и успешно реализуется билингвальное обучение, — сообщил он. — У наших педагогов очень богатый опыт по этой части. А итоги централизованных экзаменов свидетельствуют о высоком качестве знаний. Так, средний показатель качества по школе у нас составляет 86 процентов, а по латышскому языку — даже 88 процентов. Так что это ложь, будто бы в результате билингвального обучения знания ухудшаются. К сожалению, многие родители не понимают сути реформы, потому что черпают лживую информацию из газет. Конечно, согласился Алиев, есть и проблемные школы, где не все в порядке с педагогами и нет такой практики, как в Классической гимназии. Поэтому надо решить, как им помочь. (Тут «Час» подумал, что разумнее было бы пригласить на встречу представителей именно таких школ. Но, видимо, устроители аудиенции руководствовались другой логикой в отборе директоров.) В качестве возможной помощи отстающим школам Алиев предложил ввести дополнительные занятия для детей, которые испытывают трудности с латышским языком. Директор 40-й школы Галина Ефремова как выход назвала создание группы или класса коррекции, хотя и выразила сомнение в том, что этот вариант будет пользоваться популярностью у родителей. Г-жа Ефремова подняла другой важный вопрос — о педагогической подготовке. — Русским учителям, которые преподают предметы по-латышски, не всегда хватает собственно знаний латышского, — сказала она. — Им нужны дополнительные курсы, и не по предмету, а по языку. Такие курсы могли бы работать в летнее время, где-то за городом, где есть естественная языковая среда. На курсы, на селоПрисутствовавший на встрече министр образования и науки Юрис Радзевич делал пометки в своем блокноте и изредка комментировал предложения гостей. Так, он пообещал, что государство обязательно будет решать вопрос о подготовке учителей для школ нацменьшинств. — Школьная реформа не мешает качеству знаний, — подчеркнула эту мысль еще раз директор гимназии «Золитуде» Светлана Семенко. Что прозвучало райской музыкой для премьерского слуха. — Но меня пугает отношение к реформе родителей и знание латышского языка у некоторых детей. Я бы предложила родителям больше доверять школам. Именно Светлана Семенко предложила ввести в штатное расписание школ методиста- консультанта по билингвальному образованию — этот специалист был бы востребован как среди педагогов, так и среди учеников. А еще директор гимназии «Золитуде» заметила, что во избежание стресса и паники было бы хорошо, если бы и в 2007 году школьники могли сдавать экзамены на удобном им языке. На что министр образования, ко всеобщему удивлению, выразил готовность рассмотреть это предложение и позволить ПОСЛЕ 2007 года сдавать экзамены так, как это удобно школьнику. Оговорился Радзевич или пошел на такое обещание ради усмирения протестов, покажет время. — Хочу пожелать политикам, чтобы дали нам спокойно работать, а мы выполним закон, — сказал директор даугавпилсской 3-й средней школы Виталий Азаревич. — Я о другом скажу. Вы тут в Риге побогаче живете, а у нашего самоуправления нет денег на оснащение школ компьютерами и микроскопами. Оборудование кабинетов физики и химии осталось на советском уровне. Нужна адресная помощь нашим самоуправлениям. Директора двух лиепайских школ доложили г-ну Эмсису, что к реформе готовы уже давно. — На протяжении шести лет дети, оканчивая нашу основную школу нацменьшинств, переходят в 10-й класс и начинают учиться по программе латышских школ, — с воодушевлением поделилась администратор 8-й лиепайской средней школы Евгения Мицкевича. — И глупее они от этого не становятся. Встреча подошла к концу. В заключение директор 80-й средней школы Риги Анна Владова попросила премьера оставить Латвии такого замечательного министра образования, как г-н Радзевич. Все рассмеялись. Индулис Эмсис подвел черту: — Я надеюсь, что 1 сентября и далее дети будут в школах и школы будут полными. Отныне этот день будет веселым праздником со множеством интересных мероприятий.ЧАСЭлина ЧУЯНОВА