Штаб защиты русских школ, официальный сайт
Штаб защиты русских школ, официальный сайт Факсимиле Леонида ФЕДОСЕЕВА Разговаривая со сторонниками реформы русских школ, стал замечать, что они не воспринимают латвийских русских как способных принимать самостоятельные решения личностей. И так думают не только латышские этнорадикалы, для которых любой нелатыш — колонист и «пятая колонна Москвы», но и люди, считающие себя демократами и получившие образование в западных вузах. Часто разница между таким «демократом» и откровенным этнократом лишь в лексике и громкости тезисов, а не в сути восприятия процесса. Да, вроде демократически и даже дружелюбно настроенный чиновник или правящий политик согласен, что реформа касается нелатышей-граждан точно так же, как неграждан, поэтому тут неуместно говорить о «деколонизации» — речь идет о судьбе людей, которых латвийское государство признало своими. Гражданин-нелатыш не несет ответственности за «полвека оккупации» и не может быть за это наказан. Тут вроде споров нет, но далее начинается нечто непонятное. Такие «демократы», даже признавая, что реформа слишком крута и принята под влиянием далеко не лучших эмоций, что придется от нее отступить, — акции протеста воспринимают как хулиганство вроде крушения крестов на кладбище. Участники митингов подаются как безвольные куклы, которыми манипулируют умелые кукловоды. Как следствие среди «демократов» доминирует теория заговоров, распространяется представление о существовании неких злобных и враждебных Латвии темных сил. Это могут быть «рука Москвы», «политические авантюристы», или, если угодно, «жидомасонский заговор», но ни в коем случае не сами участники акций. По сути, гражданам Латвии только на том основании, что они нелатыши, отказывают в праве иметь гражданскую позицию и в способности самостоятельно отстаивать свои интересы. В результате даже «демократы» выступают против реального межобщинного диалога — с куклами говорить смысла нет, с «темными силами» — тем более. И никто не в ответе за то, что нет ни реального межобщинного диалога, ни интеграции общества.