yorkie.lv :: Новости :: Нам всем летать охота
yorkie.lv :: Новости :: Нам всем летать охотаНам всем летать охота18.04.2007 00:53“Круглый стол” по вопросам строительства аэропорта в Даугавпилсе наконец состоялся. Животрепещущая тема прессой обсуждена — не прошло и года… со дня запуска проекта в жизнь городской Думой. Однако самые жаркие дебаты еще впереди, потому как, несмотря на уже вкинутые в проект немалые деньги, независимые эксперты только должны приступить к работе. Что дала встреча? После двух часов жарких обсуждений выяснились две удивительные вещи: во-первых, вопрос строительства аэропорта решен концептуально — запущенный проект теоретически может быть еще отбит! Второе: противников строительства аэропорта в Даугавпилсе нет! Все “за”, включая журналистов! Вся соль в вопросе: за чей счет? На сегодняшний день, пока плывущий тихой сапой, возможно, ждущий нас прогресс, — оплачивают горожане.аешь взлетную полосу!Не все приглашенные явились на встречу. Не занял приготовленное кресло Аркадий Посевин. “Международного эксперта по вопросам экологии”, как значилось в проспекте, ввел в заблуждение телефонный звонок: неназвавшийся хулиган-обманщик, позвонив, заявил, что встречи не будет. “Динабург” очень надеялся увидеть Игоря Кабашкина: профессор и член-корреспондент Академии наук Латвии — один из приверженцев строительства аэропорта. Его видение идеи, опыт и обширные знания по вопросам логистики, безусловно, могли бы пролить свет на многие вопросы.Итак, общая ситуация такова. Даугавпилсский аэропорт должен начать функционировать в 2013 году. Ранее, на заседании Думы, фигурировал 2008 год. На Думе также уверялось: к 2020 году предприятие будет рентабельным! Скажем сразу, что вопросы, звучавшие с разных мест, о цифрах, выкладках и прочих, подтверждающих рентабельность, моментах — ответов так и не нашли.Что ответил Виктор Пузанс, председатель правления ООО “Даугавпилс Лидоста”? Г-н Пузанс сообщил, что аэродром будет сертифицирован и занесен в международный каталог в 2007 году. Это будет аэродром для полетов авиации общего назначения, другими словами — для легкой авиации: спортсменов, воздушного такси, деловой авиапочты, пограничников, частных визитов. Взлетно-посадочная полоса (впп), длина — 1200 метров, ширина — 23 метра. Второй этап развития — коммерческий аэродром, срок — 2013 год! Далее, намеченный для города прогресс зависит от результатов выкладок евроспециалистов, которые явятся аккурат на этой неделе. Они-то и ответят на вопрос: быть или не быть в Даугавпилсе солидному международному аэропорту!Итак, будет ли у нас аэропорт, каким его рисует Дума и газета “Экспресс неделя”, пока вопрос. Не вопрос, что земля выкуплена у частника городом (под проценты банку) за миллион латов! История дела. Когда-то аэродром был в ведении районного Совета, затем перешел к Науенской волости, потом за бесценок приобретен фирмой LatAvio. Наконец, город приобрел окончательно разграбленную землю за огромные деньги у прежних владельцев, у которых она лежала мертвым грузом и была отягощена ипотекой в 150 тысяч латов, за которую приходилось платить солидный налог.Не вопросом является и тот факт, что перспективное дело, со слов присутствующего на встрече руководителя департамента экономического развития города Инги Голдберги, требует как минимум еще порядка 20 миллионов латов! Которые, может быть, удастся вытащить из государства или, хотя бы частично, отбить за счет европроектов. Как будут обстоять дела конкретно — пока никому неизвестно. Пока немалую выгоду получили только бывшие владельцы земли. Более 200 тысяч латов, выделенных из городского бюджета на этот год, пойдут на зарплату работников, которые, дословно слова г-на Пузанса: должны за эти деньги привести территорию аэродрома в порядок (включая ремонт впп полосы).Со слов г-на Пузанса, перспективы нас ожидают радужные. Авиарейсы Рига-Даугавпилс вполне актуальны. В день из Даугавпилса в Ригу отъезжает порядка пятнадцати автобусов и четыре поезда — около полутора тысяч человек. Каждый день ходят автобусы в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Таллинн, Вильнюс, Варшаву. Летай — не хочу! Пример Вентспилсского и Лиепайского аэропортов, предоставивших за год свои услуги, каждый, всего чуть более тысячи человек, г-на Пузанса не впечатлил. Там впп короткая.Факты и “нюансы”Г-жа Голдберга — патриот своего города. Как и многие из нас, человек в печали от того факта, что молодежь вынуждена трудиться за границей, а не в родном городе. Сама она никуда из Даугавпилса уезжать не собирается. Аэропорт, с точки зрения руководителя департамента экономического развития, нужен городу, как воздух. Конкретно зачем, может, пока никому и непонятно, но для подсчета того же экономического эффекта нужен первый шаг, который и сделан. Наоборот сделать Думе до сих пор никак не получалось. Из всего сказанного, поневоле, сложилось странное впечатление — чуть ни “рекламная пауза”: на поля в Ирландию скоро станет возможным добираться прямо из Даугавпилса!Депутат городской Думы Ливия Янковская двумя руками “за”! Да здравствует аэропорт! Но. Почему-то никто не вспомнил, что, помимо участка с самим аэродромом, есть и соседние земли, люди, которые там живут и согласием которых по поводу планов Думы никто и не поинтересовался! Фактически, высказала депутат, мы развиваем свой план на территории чужого самоуправления, не озаботившись элементарно уведомить его жителей. Когда мы в городе начинаем возведение какого-нибудь чуть ли не гаража, непременно устраиваем публичное обсуждение. Тут же мы собираемся вкладывать бешеные деньги в аэропорт, не поинтересовавшись мнением самих науенцев.Председатель Науенской волости Василиса Пудовкина прояснила момент. Буквально на днях в Науене прошло обсуждение. Недовольных всего тринадцать человек. Сама г-жа Пудовкина очень рада намечающимся перспективам. Все понятно: у соседей-науенцев появится работа. На вопрос г-жи Янковской, почему бы не войти в долю, последовал достойный ответ: у науенцев есть более насущные вопросы, которые следует срочно решать, в частности, пришлось вложить полтора миллиона латов в худые теплосети. Но, еще раз акцентировала внимание журналистов г-жа Пудовкина, аэропорт есть будущее всего региона! Против, по мнению главы волости, могут выступать совсем не дальновидные, неумные люди и часть таких же журналистов. И весь сказ: вы делайте, мы согласны!Действительно, аэропорт и региональный, и международный, а отдуваются пока даугавпилчане. Если дело прибыльное, где другие самоуправления, где очередь бизнесменов? Да, теоретически наличие аэропорта может дать толчок к развитию региона. Только на данный момент все, что есть, так это правительственное лобби в лице г-на Шлесерса, проталкивающего проект ни в заботе о горожанах, а с перспективой притока европейских денег и строительных заказов. Ответ на вопрос, почему так, а не этак, с легкостью дал руководитель даугавпилсского регионального управления среды Павел Кацарс. По его мнению, все просто: создано SIA Daugavpils lidosta со 100-процентной долей капитала самоуправления. “И Самоуправление решает, приглашать кого-то или не приглашать. Раз не приглашают, значит, не считают нужным! Зачем ненужные вопросы?..” Логика железная, то, что самоуправление распоряжается деньгами — всего лишь “нюанс”.“Нюансом”, видимо, является и тот факт, что до сих пор никто не дал четкого обоснования проекту. Никто из Думы не додумался попросить элементарный бизнес-план! Думский отдел развития, сообщила г-жа Янковская, озвучил цифру: в год аэропорт должен обслужить полтора миллиона пассажиров. Откуда они возьмутся в городе, насчитывающем 107 тысяч жителей!? Допустим, будут приезжать из Резекне, Краславы, возможно, из близлежащих районов Литвы – но все это пока на уровне благих пожеланий. Что касается россиян и белорусов — при нынешнем нерешенном вопросе с границами вряд ли кто-то будет из них открывать визы, чтобы вылетать из нашего аэропорта. Насчет притока инвесторов — тоже очень сомнительно, учитывая отток рабочей силы из региона, качество дорог и дороговизну энергоресурсов. Должной инфраструктурой для массового приема туристов мы пока также не обладаем. Другое дело, что аэропорт может быть использован для военных целей — а нам это нужно?! Не стоит забывать и о том, что если аэродром будет построен, но окажется нерентабельным, то его содержание повиснет на городе тяжелым камнем.Все “за”, но “против”По мнению председателя правления компании Magistr Юрия Доворецкого, “город бежит впереди паровоза”. Можно получить статус аэродром для полетов авиации общего назначения — в общем, невеликие деньги. Но если это не самоцель, отчего, перед утверждением главной концепции, не сделано технико-экономическое обоснование: запроси одну-две компании (лучше конкурирующие), получишь четкий ответ, выгодно это городу или нет! “Если выгодно, уверяю вас, — с неба посыплются инвесторы!” На сегодня есть уверенность в том, что аэропорт будет убыточным! Есть ли на сегодня желающие вкладывать деньги в убыточный проект? Пока это не только желает, но уже и делает наше родное самоуправление. Построили. Грузопоток небольшой. Аэровокзал, система контроля входа-выхода, служба безопасности, таможня, склады, метеослужба и т.д. — кто будет содержать такое огромное хозяйство? Государство? Ответа нет. Любая частная фирма, решив что-то строить, семь раз отмерит: родит супер-идею, обоснует ее банку, достанет деньги, окупит, вернет кредит и станет зарабатывать. В данном случае все на авось. Как-то легко мы распоряжаемся народными деньгами.Подвел черту на встрече доктор экономики, профессор Андрей Николаев. “Не имея на руках ни бизнес-плана, ни проекта — ставить диагноз, не видя больного. Если исходить из общих соображений, только которыми кто-то и руководствуется (во всяком случае, так видится), то затеянное дело рождено идеей совершенно утопической. Будучи согласен с мнением г-на Доворецкого, могу добавить, что в зависимости от инфраструктуры, без каких-либо специальных соображений, экономически аэропорт не выгоден в радиусе 600 километров. Даугавпилс уникален и как железнодорожный узел, и с точки зрения автомагистралей, очень выгодно соседство с другими странами. Богатая Европа почему-то переходит на скоростные поезда, нам же даже простое содержание аэропорта не под силу. Аэропорт — архивыгодное дело для самих строителей, но ведь это — дело другое. Выгода также налицо и соседним самоуправлениям, потому как финансовое ярмо вешаем на себя именно мы. Сегодня определенно можно сказать только одно, мы положили глаз на дорогую “игрушку”. Если за строительство будет платить государство, тогда я “за”. Скажу почему. Потому что рабочие места, заказы получит не Вентспилс и Лиепая, а мы. Если государство берет на себя хотя бы частичное финансовое покрытие убыточных рейсов — я тоже “за”. Если деньги даст Европа, перед тем, как поднимать руку, следовало бы посчитать — кто и сколько!”В самом конце беседы г-н Николаев посетовал в шутку на отсутствие в Даугавпилсе большого, “международного” зоопарка. Почему бы городу слона не прикупить за миллион? Действительно, почему? Несколько лет назад в Даугавпилс приезжал зооцирк, полгорода собралось поглазеть, как африканские “зверушки” плескаются в нашей Даугаве. Сдается, зоопарк — дело более прибыльное, чем Даугавпилсский аэропорт. В любом случае, обсуждать, спорить никогда не поздно. Пока (точнее, до сих пор) весь город интересует один единственный вопрос: за чей счет? Узнав ответ, можно двигаться дальше. Потому как против строительства аэропорта просто из принципа или “за компанию” никто и не выступает.
Источник: http://www.dinaburg.eu