Инструментом активизации бизнеса в Беларуси может стать франчайзинг

Франчайзинг – новый для республики инструмент ведения бизнеса, который способствует войти в бизнес с минимальными затратами, при этом обеспечив себя достаточно успешным стартом. Суть заключается в передачи владельцем бизнеса (франчайзер) бизнес-партнерам (франчайзи) основных технологий ведения бизнеса, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке, а также поддержки начинающего предпринимателя на всех стадиях развития бизнеса. "Кроме того, поступательная работа по созданию в нашей стране инструмента франчайзинга стимулирует инвесторов (как отечественных, так и зарубежных) вкладывать деньги в развитие белорусского производства", - подчеркнул директор департамента.

Александр Груздов подчеркнул, что франчайзинг зарекомендовал себя в мировой практике, как самый эффективный инструмент ведения бизнеса. Около 20% ВВП в странах Европы, США и СНГ каждый год обеспечивают франчайзинговые сети. В Беларуси такой способ предпринимательства находится на стадии становления. Несмотря на то, что в Национальном центре интеллектуальной собственности уже зарегистрировано около 135 договоров франчайзинга, пока недостаточно предпосылок для развития данного инструмента.

Тематический форум "Франчайзинг Беларусь-2013" – первое белорусское мероприятие, приуроченное к реализации программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013-2015 годы. Инициатором проведения форума стала ассоциация "Белфранчайзинг", которая была учреждена в 2011 году. Поддержку оказал департамент по предпринимательству Министерства экономики. Форум посетили представители власти, бизнесмены, зарубежные и отечественные ассоциации франчайзинга. Участники обсуждали возможности и выгоды использования франчайзинга в Беларуси, а также проанализировали развитие инструмента в Казахстане, России, Украине и странах Балтии.

Ольга Леонтьева, руководитель ассоциации "Белфранчайзинг", отметила, что на сегодняшний день ведутся работы в направлении популяризации франчайзинга, а также привлечения в республику компаний иностранного происхождения. Уже более 60 зарубежных компаний, работающих по принципу франчайзинга, заинтересовались рынком Беларуси и заняты активным поиском своих будущих франчайзи. За второе полугодие 2012 года в ассоциацию "Белфранчайзинг" обратилось более 80 предпринимателей, заинтересованных в этом бизнес-инструменте. Около 12 из них на данном этапе оформляют соответствующие договора с франчайзерами. Низкая информативность предпринимателей страны обусловила отсутствие интереса в начале 2012 года. Однако уже во втором полугодии прошлого года бизнесмены республики заинтересовались бизнес-инструментом.

Согласно законодательству заключать договора франчайзинга в Беларуси можно с 2005 года. В Гражданский кодекс была введена новая глава, содержащая информацию о франчайзинге. Одним из успешнейших примеров белорусских франшиз является "Милавица". Более 500 точек реализации изделий этой компании успешно работают за рубежом. Бизнес-инструмент также активно используют сети супермаркетов "Белмаркет" и "Родная сторона".

Франчайзинг – это система отношений в бизнесе, основная цель которой состоит в передачи успешной компании предпринимателю лицензию на свою торговую марку за определенную плату. Вместе с тем предприниматель получает право на использование готовой бизнес-модели ведения бизнеса, а также постоянную поддержку в течение действия договора сотрудничества. Обе стороны имеют выгоду от совместной работы. Франчайзинговая компания расширяет географию своего бренда, а франчайзи получает возможность развивать свой бизнес.

Новости по теме